Тульская область готова присоединиться к пилотному проекту по тестированию федеральной информационной системы легкового такси (ФГИС ЛТ).
В Туле состоялось совещание, на котором обсудили реализацию в регионе нового закона «О такси». Встречу организовали Общественный Совет по развитию такси совместно с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области. В мероприятии в режиме видеоконференции приняли участие представители Минтранса России, а также на встрече присутствовали представители ведущих агрегаторов и перевозчики такси.
Федеральная база данных о всех такси в России
Руководитель проекта ГИС Такси ФГБУ «СИЦ Минтранса России» Владимир Колодчиков рассказал, что по заданию Минтранса их ведомство сейчас занимается разработкой ФГИС ЛТ. Это информационная база, в которой будут собираться данные о выданных разрешениях на работу в такси по всей России. Подразумевается, что к 1 сентября действующий реестр легальных такси будет поделен на два – реестр перевозчиков и реестр автомобилей – и внесен в новую систему. Он перечислил главные направления, которые планируют реализовать в 2023 году.
Это формирование федеральной системы, а также налаживание взаимодействия с регионами, работающими в собственных системах. Кроме того, идет работа над функционалом QR-кодов, необходимых для проверки легальности перевозчика. Также в планах на этот год – создание программы для проверки агрегаторами разрешений у перевозчиков.
«В дальнейшем развитие системы будет корректироваться в соответствии с полученным опытом и запросами со стороны субъектов. Совместно с Минцифрой мы прорабатываем возможность размещения системы в большом государственном облаке для взаимодействия с другими ведомствами. Это накладывает на нас определенные моменты с обеспечением безопасности данных», – сказал Владимир Колодчиков.
Помимо этого, он отметил, что переход на новую систему учета должен произойти в автоматизированном режиме, то есть незаметно для действующего легального бизнеса такси.
Пилотный проект
Заместитель министра — директор департамента транспорта министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области Василий Сазонов подчеркнул, что Тульская область готова присоединиться к пилотному проекту по тестированию ФГИС ЛТ.
Заместитель директора Департамента цифрового развития Минтранса России Иван Круглый пояснил, что сейчас разрабатывается проект постановления, предусматривающего подписание соглашения между уполномоченным органом и оператором ФГИС ЛТ.
«Для прямого общения с субъектами по подключению к системе у нас создан специальный сайт. Там можно найти ответы на часто задаваемые вопросы, которые возникают у регионов. Также там размещены проекты документов и другая полезная информация», – сообщил Иван Круглый.
Кроме того, на совещании отметили, что в рамках реализации нового таксомоторного законодательства регионы должны принять ряд местных нормативных правовых актов, регулирующих регламент работы такси в регионе. В них могут быть установлены дополнительные требования к такси, например, к цвету кузова автомобиля.
Проблема в слабой информированности перевозчиков
Председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова озвучила наиболее тревожные моменты при работе с бизнесом до вступления в силу нового закона. Основное – это незнание водителей и предпринимателей о новых правилах работы в такси.
«Необходимо повысить информированность, в первую очередь о новых нормах для самозанятых. Проработать с таксопарками вопрос правил легальной работы после 1 сентября. Есть риск, что эти требования из-за неосведомленности выполнены не будут. Особенно бизнес такси беспокоит вопрос отзыва разрешений без наличия полиса ОСАГО, согласно новому закону «О такси». В текущей ситуации есть две проблемы с покупкой «автогражданки». Первая — это невозможность ее приобретения, так как страховые компании под разными предлогами уклоняются от продажи полиса и вторая проблема — это высокая стоимость полиса. В Москве, например, стоимость полиса достигает 120 000 рублей. Поэтому необходимы решения и компромиссы в части страхования по ОСАГО автомобилей такси, и такие решения могут быть приняты только на федеральном уровне». – сказала Ирина Зарипова.
Председатель Общественного Совета также попросила пересмотреть отношение к цвету машин такси в Тульской области. Василий Сазонов отметил, что на данный момент не готов дать однозначный ответ. Но пообещал проанализировать предложение и вынести на обсуждение данный вопрос.
Помощь для самозанятых
Председатель тульского отделения «Опоры России» Михаил Глухов разделил опасения насчет слабой информированности бизнеса и самозанятых. По его словам, на сегодняшний день в регионе насчитывается свыше 40 тысяч самозанятых. Многие из них заняты в такси, после 1 сентября их число увеличится. Эксперт рекомендовал оказать им всю необходимую помощь и поддержку, чтобы не допустить их оттока в нелегальные перевозки. А также не создавать излишней административной нагрузки.
«Например, справка об отсутствии судимости. Различаются и справки, и их сроки выдачи. Получение может занять и 3, и 30 дней. Из-за этого к 1 сентября может случиться серьезный наплыв за справками. Поэтому нужно отсрочить вступление этой нормы, иначе многие водители просто не смогут выйти на линию», – сказал он.
Михаил Глухов также акцентировал внимание на том, что самозанятым нужно больше рассказывать о программах поддержки.
Важно сохранить легальных перевозчиков
Генеральный директор такси «Максим» Максим Шушарин отметил, что легализация самозанятых в такси – это прорыв, к которому отрасль шла с 2017 года. Однако новый закон содержит ряд трудно исполнимых или вообще неисполнимых для самозанятых норм. Это в первую очередь касается предрейсовых медицинских и технических осмотров и получения ОСАГО для такси.
«Необходим мораторий на эти нормы для самозанятых как минимум на три года», – сказал он.
Заместитель министра — директор департамента транспорта министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области Василий Сазонов сообщил, что о проблеме предрейсовых медосмотров в области знают. По его словам, перевозчики готовы тестировать телемедицинские терминалы, которые помогут решить этот вопрос. Соответствующая работа в регионе ведется уже на протяжении четырех месяцев. Он предложил агрегаторам присоединиться к тестированию данной технологии.
На встрече призвали органы власти постараться сохранить тот пул перевозчиков, которые уже сейчас работают легально. Не строить для них излишних барьеров. Не заставлять их приносить дополнительные бумаги или заново получать документы. Важно, чтобы предприниматели почувствовали плюсы от того, что они уже находятся в легальном поле.
Помимо этого, участники встречи рассмотрели варианты решения озвученных проблем. В их числе: перенос вступления некоторых норм закона, мораторий на наступление административной ответственности на срок переходного периода. Возможность организации заказных перевозок на такси, которые являются одним из видов легальных перевозок. Это позволило бы решить проблему с отказами в ОСАГО на автомобили такси.