В рамках сессии ПМЭФ, посвящённой развитию машиностроения и транспорта, было озвучено, что в развитие электромобильного направления в России уже инвестировано около 500 млрд рублей. Об этом сообщила заместитель генерального директора АО «Московский автомобильный завод „Москвич“» Татьяна Редько. По её словам, вложения охватывают не только производство транспортных средств и зарядной инфраструктуры, но также технологические решения, стартапы, венчурные фонды, образовательные инициативы и создание совместных предприятий.
Несмотря на значительные инвестиции, развитие сегмента электромобилей остаётся сдержанным. По данным «Автостата», на 1 января 2025 года в России зарегистрировано 59,6 тыс. электромобилей, что составляет лишь 0,12% от общего парка легковых автомобилей. При этом около трети из них сосредоточены в Москве и Московской области.
Продажи новых электромобилей также демонстрируют спад: с января по май 2025 года было реализовано 3,4 тыс. единиц, что на 63% меньше аналогичного периода прошлого года. Это говорит о том, что достичь прошлогоднего результата в 17,8 тыс. реализованных электрокаров, вероятнее всего, не удастся.
Стимулировать спрос призваны меры государственной поддержки, включая программу льготного автокредитования (до 35% стоимости субсидирует государство), бесплатный проезд по платным федеральным трассам до конца 2025 года, а также бесплатную парковку в отдельных городах. Однако эффективность этих мер ограничена — в частности, программа субсидирования распространяется только на автомобили отечественной сборки, а география преференций (например, бесплатная парковка в Москве и Петербурге) не охватывает всю страну.
Среди наиболее популярных моделей в мае выделился кроссовер Zeekr 001 (126 проданных единиц), за ним следуют Evolute i-PRO (111), Geely EX5 и Zeekr 009 (по 51), а также Zeekr 7X (48 штук).
Основной барьер для массового перехода — высокая стоимость электромобилей. Так, минимальная цена на «Москвич 3е» составляет порядка 3 млн рублей, а китайские модели могут стоить в полтора-два раза дороже. В результате электромобили в России остаются, как правило, вторым или третьим автомобилем в семье и доступны преимущественно энтузиастам и состоятельным потребителям.
Комитет по работе с автопроизводителями продолжает мониторинг ситуации в отрасли и взаимодействие с ключевыми игроками рынка с целью выработки эффективных механизмов стимулирования спроса и развития инфраструктуры, необходимых для устойчивого роста сектора электротранспорта.
