Сервису такси «Максим» не удалось через Федеральную антимонопольную службу (ФАС) добиться от китайского агрегатора DiDi прекращения демпинга в России. Ведомство не нашло в действиях компании признаков недобросовестной конкуренции. «Максим» подал иск к ФАС, пытаясь оспорить выводы, но юристы сомневаются в успехе.
ФАС отказалась возбуждать дело по жалобе сервиса такси «Максим» о недобросовестной конкуренции со стороны агрегатора DiDi, следует из ответа службы от 17 августа, с которым ознакомился “Коммерсант”. Там мотивировали решение тем, что российский рынок агрегаторов такси является высококонцентрированным, вход на него требует значительных инвестиций. Кроме того, говорится в письме ФАС, в действиях ООО «ДиДи Мобилити РУС» (юрлицо DiDi в России) «не содержится признаков нарушения антимонопольного законодательства» и компания не занимает доминирующего положения на рынке. В ФАС “Ъ” не ответили. В DiDi заверили, что строго следуют законам РФ и принципам честной конкуренции.
«Максим» направил заявление в ФАС в начале лета. Агрегатор настаивал, что DiDi демпингует в регионах и доплачивает водителям. Компания просила запретить конкуренту устанавливать цены на перевозки ниже рыночных. Позже глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн заявил, что властям необходимо подумать, как не допустить, чтобы иностранные сервисы захватили рынок путем демпинга.
Но «Максим» не удовлетворен решением ФАС. ООО «Максим-Курск» и ООО «Максим-Казань» 6 сентября подали иск к самой ФАС, обнаружил “Ъ” в картотеке арбитражных дел. Представитель «Максим» подтвердил, что иск касается жалобы на действия DiDi и ответа ФАС:
— При обжаловании решения службы мы постараемся убедить суд, что немотивированный отказ в возбуждении дела лишает нас возможности проверить правильность выводов ФАС, а также полноту проверки наших доводов.
Доплаты водителям, сотрудничающим с агрегаторами, появились на заре развития агрегаторов и были призваны удерживать их на линии, чтобы удовлетворять спрос всех клиентов сервиса, объясняет председатель Общественного совета по развитию такси в регионах Ирина Зарипова. Но, по ее мнению, нынешняя позиция ФАС свидетельствует о нежелании понимать проблему и разобраться в ситуации на рынке.
Как пояснил собеседник “Коммерсанта”, на рынке на фоне консолидации приход DiDi с беспрецедентными программами финансовой мотивации партнеров «добивает» бизнес средних игроков.