Рынок электромобилей и зарядных станций развивается динамично: темпы прироста – до 80% ежегодно. К концу 1 квартала 2021 года в России было зарегистрировано 12,4 тыс. электромобилей. В 2025 году ожидается увеличение продаж электромашин до объема 100 000 единиц. К 2030 году количество электромобилей достигнет 1 500 000 единиц.
Поддержка рынка активно обсуждается на федеральном уровне – разрабатываются программы стимулирования развития зарядной инфраструктуры и электрокаров. До 2024 года на развитие электротранспорта из федерального бюджета правительство совместно с минэкономразвития предполагает потратить более 30 млрд рублей. Программы льготного лизинга на электроавтомобили в соответствии с Концепцией по развитию производства и использования электротранспорта до 2030 года начнут действие в ближайшее время.
Уже сейчас в Москве, Санкт-Петербурге, Казани владельцы электрокаров используют муниципальные парковочные места бесплатно. Скоро это распространится и на другие города, в ближайшее время – на Нижний Новгород. В ряде регионов предусмотрено отсутствие транспортного налога или значительная скидка на его уплату.
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассказал о планах Правительства по стимулированию спроса на электромобили в России в интервью “Российской газете”. В соответствии с Концепцией по развитию производства и использования электротранспорта до 2030 года, разработанной Минпромторгом совместно с Минэкономразвития, льготные программы кредитования планируется запустить уже в 2022 году сначала на электроавтомобили, а в последующем – и на водородный транспорт.
— Для производителей низкоуглеродного транспорта уже предоставляются субсидии на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, — рассказал в интервью Денис Мантуров. — В этом году будет запущена программа поддержки производителей автокомпонентов с компенсацией 30-40% затрат на реализацию проекта. В ней смогут участвовать производители водородных топливных элементов, батарей, электромотора, силовой электроники, систем управления.
Он подчеркнул, что у Министерства нет планов по введению запретов на использование двигателей внутреннего сгорания, как это практикуется в других странах.
— Мы не будем использовать запреты, а будем стимулировать покупку экотранспорта и расширять инфраструктуру под него, как уже делали раньше в рамках поддержки транспорта на компримированном природном газе, — сказал министр Минпромторга.
Цель ведомства — увеличить долю электромобилей к 2030 году до 10% от общего объема производства транспортных средств.
Очевидно, что в ближайшие 2-3 года нас ждут глобальные изменения рыночной инфраструктуры частного и коммерческого транспорта, такси и автопарков. Об этом говорят и новости от ведущих лизинговых компаний в сегменте такси, которые разрабатывают внутренние программы по поддержке рынка электромобилей на федеральном уровне. О самой масштабной программе рассказал Александр Усов, исполнительный директор КОНТРОЛ лизинг.
20 июля Контрол Лизинг при поддержке Сбербанка запустил уникальное в России направление лизинга зарядной инфраструктуры и финансирования электроавтомобилей. Для рынка это предвещает глобальные изменения и новые возможности.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели получили возможность инвестировать в развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей и получать пассивный доход на предоставлении пользователям услуги по зарядке электрокаров.
Владельцами электро-зарядных станций могут стать юридические лица и индивидуальные предприниматели. Лизингополучатель может приобрести любые зарядные станции в лизинг с первоначальным платежом от 10% для собственного или коммерческого использования, стоимость ЭЗС при этом начинается от двухсот-трехсот тысяч рублей. И на данный момент еще не поделена география установки зарядных станций. Первые инвесторы в зарядную инфраструктуру по нашим расчетам, будут получать доходность не на старте проекта, а примерно спустя год и позже – когда трафик будет существенным и география ЭЗС расширится. Это, наверное, единственное на данный момент направление бизнеса, в котором каждый инвестор только выигрывает от расширения числа конкурентов.
Каждая ЭЗС по желанию собственника добавляется в удобное мобильное приложение для электромобилистов, позволяющее использовать данную станцию для зарядки, а именно: находить ближайшую свободную ЭЗС, управлять зарядной сессией, бронировать время зарядки, оплачивать зарядные сессии, а владельцу — получать доход за каждый киловатт энергии.
Каждый владелец ЭЗС получает комплекс технологичных решений, таких как доступ к веб-платформе по удаленному мониторингу станции, аналитике, управлению тарификацией для пользователей. Для комфортной работы станций, запущена партнерская сеть надежных сервисных компаний, которые выполнят весь комплекс работ по вводу станций в эксплуатацию и дальнейшему обслуживанию.
Основными инвесторами в зарядную инфраструктуру уже сейчас становятся предприятия обслуживания (кафе, рестораны, торговые и бизнес-центры, магазины, традиционные заправочные станции, частные медцентры), привлекающие таким образом платежеспособную аудиторию, а также – УК жилых комплексов, застройщики, частные владельцы электрокаров. Также в крупных городах наблюдается интерес со стороны таксопарков и каршерингов.
«Ландшафт автомобильного рынка меняется с большой скоростью в сторону электрокаров, что невозможно без гармоничного развития зарядной инфраструктуры. Мы уверены, что наш “зеленый” продукт будет востребован бизнесами, которые не хотят пропустить правильный момент и готовы создавать в целевых локациях точки зарядки электромобилей и самим получать доход, перейдя на электрику», — Александр Усов, исполнительный директор КОНТРОЛ Лизинг.
Вячеслав Цыбульников, вице-президент Сбербанка – председатель Московского банка:
«СберБанк активно участвует в формировании «зелёной» экономики. Мы финансируем многие проекты, направленные на сокращение выбросов CO2 в атмосферу, развиваем новые стратегии ответственного финансирования, которые дают инвесторам возможность вкладывать свои средства в экологически ориентированные продукты и сервисы. У электромобилей в России большое будущее, поэтому уже сейчас стоит всерьез рассматривать вложения в развитие сопутствующей инфраструктуры».
Будущее рынка электроавтомобилей и зарядных станций
В 2025 году ожидается увеличение продаж электромашин в России до объема 100 000 единиц. К 2030 году количество электромобилей достигнет 1 500 000 единиц.
Количество электро-зарядных станций к 2024 году должно увеличиться до 11 000, причем значительная часть будут быстрыми зарядками (4 000 ед.). Планируется, что через 1 порт зарядки смогут заряжаться до 6 электроавтомобилей.
Развитие зарядных станций, согласно проекту Минэкономразвития России «Высокоавтоматизированный электротранспорт в городах», в первую очередь планируется в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Калининграде, Нижнем Новгороде, а также – на трассах М4 Дон, М12 Москва-Казань. С 2024 года опыт пилотных регионов будет масштабирован на всю территорию РФ. До 2030 года ожидается масштабирование зарядных станций до 74 000 ед., из них 29 000 быстрых ЭЗС.
Как это может отразиться на рынке такси?
Рынок мобильности больших городов очень быстро адаптируются к изменениям. Совсем недавно мы, совместно с нашими партнерами и клиентами, запускали инновационные продукты: каршеринг, кикшеринг (поминутная аренда электросамокатов), финансировали приобретение первых электромобилей для каршерингов, запустили единственный в России проект по переоборудованию таксопарков на газобаллонное оборудование в лизинг без первоначального взноса. И мы с уверенностью можем сказать что не за горами эра электрического такси, маржинальность которого будет гораздо выше классических таксопарков. В этом помогут наши льготы, субсидии и поддержка Сбербанка.
С уверенностью можем сказать, что не за горами эра электрического такси, маржинальность которого, будет гораздо выше классических таксопарков. В этом помогут наши льготы, субсидии и поддержка Сбербанка, подчеркнул исполнительный директор ведущей лизинговой компании в сегменте такси КОНТРОЛ лизинг.
— Мы внимательно следим за развитием рынка электромобилей, как в России, так и в мире. Сейчас среди развитых стран активно набирает обороты общемировой тренд — разработка и развитие экологичных видов транспорта, в частности для такси. Иностранные государства активно занимаются стимулированием и поддержкой этого направления. Рынок электромобилей в России находится только в начале своего пути, показывая стабильную динамику роста в последние годы, — комментирует Александр Шмигидин, директор Общественного Совета по развитию такси. — На данный момент, роль государства является ключевым составляющим в развитии этого направления. Как показала практика зарубежных стран, господдержка за счет предоставления налоговых, таможенных льгот, лизинговых субсидий и льготных условий кредитования, способна обеспечить бурный рост в развитии электротранспорта. Считаем, что такие государственные программы по поддержке развития зарядной инфраструктуры для электрокаров, могут явиться тем необходимым драйвером роста рынка электроавтомобилей в России.