fbpx Skip to main content

Эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) выяснили, как изменился рынок такси с появлением цифровых платформ. Исследователи проанализировали статистические данные, интернет-опросы пассажиров в Москве (1571 респондент) и водителей (101 респондент), а также интервью и анкетирование представителей таксопарков (3 таксопарка).

Главное:

  • Рост рынка. Сейчас объем рынка такси составляет 157,3 млрд руб., без цифровых платформ этот показатель был бы меньше на 121,1 млрд руб. и составил 36,2 млрд. руб.
  • Сокращение стоимости поездки. В 2016 году, до появления цифровых платформ, средняя стоимость поездки составляла 390 руб., сейчас — 484, причем при отсутствии ЦП, средняя цена поездки была бы выше на 136 руб. (22 %).
  • В 2019 году средняя выручка водителя за день составила 5660 руб., из которых лишь 1382 руб. приходится на доход таксиста, то есть из 484 руб. среднего чека водителю достается 135 руб., отмечается в исследовании. В 2012 году средняя выручка составляла 6985 руб., а средний доход водителя — 3937 руб.
  • Увеличение количества поездок. До появления ЦП услугами такси пользовались около 4 млн. чек., в 2019 году — 324 млн. чел., при отсутствии агрегаторов только 72 млн.

В исследовании ВШЭ отмечается, что в условиях отсутствия адекватного регулирования рынка негативные последствия его стремительного роста, в том числе увеличение количества ДТП, смертность и заболевания водителей такси из-за переутомления, будут усиливаться. По мнению авторов, необходимо отказаться от прямого государственного регулирования деятельности таксопарков и водителей такси, законодательно урегулировать рынок агрегаторов такси и возложить на них ряд требований по контролю за водителями. Одновременно исследователи указывают, что из-за госрегулирования агрегаторов возникнут риски роста цен на перевозки, монополизации, а также замедления темпов роста рынка такси.

Данные исследования ВШЭ по росту аварийности не стыкуются с данными доклада страховых компаний, из которых следует, что процент виновности таксиста в ДТП не выше, чем у среднестатистического владельца легкового автомобиля, хотя годовой пробег такси в среднем по России в пять раз превышает пробег частного авто. Об этом говорится в сообщении Аналитического центра при Правительстве России. По данным центра, в 2018 году доходы водителей в крупных городах возросли почти вдвое. «В миллионниках ежемесячный доход вырос с 35 тыс. руб. в 2017 году до 63 тыс. руб. в 2018-м, в городах с населением более 500 тыс. человек — с 24 тыс. до 47 тыс. руб.». В 2019 году средний доход водителя в Москве и Петербурге составил около 83 тыс. руб. в месяц, в других городах-миллионниках — 74 тыс. руб. в месяц. Для сравнения: по данным Росстата, средняя заработная плата в Москве в ноябре 2019 года составила 88,6 тыс. руб.

«Исследование не учитывает переход такси из серой зоны в легальный сектор, из-за чего многие выводы сложно назвать объективными — в том числе это касается роста аварийности такси и доходов водителей, — говорит председатель Общественного совета по развитию такси в регионах Ирина Зарипова — Невозможно сравнивать, например, аварийность на рынке такси, поскольку достоверно неизвестно, какой была реальная ситуация десятилетие назад с учетом серых перевозок».

 

Источник

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии