fbpx Skip to main content

Страны по всему миру пытаются решить, классифицировать ли водителей Uber и других работников гиг-экономики, как независимых подрядчиков или сотрудников.

Но когда Uber впервые появился на рынке, главным предметом споров было то, действительно ли его водители были таксистами. Почему это приложение для совместного использования или вызова пассажиров принадлежало технической фирме, которая также претендовала на роль таксомоторной компании? Действительно ли Uber «такой же, как такси, но другой?»

Мы изучили, как повлияло отнесение Uber к категории технологических компаний на таксистов. Как исследователи организационных вопросов и менеджмента в бизнес-школах со всей Канады, изучающие стигму, маргинализацию и неравенство, а также предпринимательство, инновации и технологии, мы очень заинтересовались выходом Uber на рынок такси, когда мы наблюдали его развитие.

В Торонто Uber был в конечном итоге легализован в 2016 году после «месяцев протеста и беспорядков» и лет дебатов, когда он работал незаконно.

Но когда мы начали изучать работу Uber в Торонто, мы заметили то, что вызвало у нас беспокойство. СМИ все чаще хвалят водителей Uber и сам Uber, но критикуют и почти презирают таксистов.

Как две группы людей, выполняющих одну и ту же работу каждый день – извоз других людей в желаемое место назначения – воспринимают так по-разному? Как сказал нам один водитель Uber в интервью: «Я не вижу разницы… нет разницы между собой». Но, похоже, СМИ и Uber не согласились.

Вождение такси как стигматизируемое занятие

В Торонто проживает самое большое количество водителей такси в стране: более 10 000 водителей, более 80 процентов из которых – иммигранты. К сожалению, таксисты в Торонто исторически сталкивались с расизмом, классизмом и стигмой. В более широком смысле вождение такси также называют «грязной работой».

Работа канадского социолога Эрвинга Гоффмана и последующие исследования показали, что стигма передается по ассоциации. Это говорит о том, что водители Uber станут стигматизированными из-за того, что они начнут водить машину, как и водители такси. Но мы не видели, чтобы это произошло с водителями Uber.

Чтобы разобраться в этом, мы провели подробное исследование входа и расширения Uber в Торонто с 2013 по 2016 годы. Мы проанализировали 976 статей в СМИ и провели 55 интервью после прогулки по улицам Торонто и заказывали такси, чтобы найти настоящих водителей.

Мы также проводили наблюдения во время протестов, панельных дискуссий и собраний мэрии, чтобы лучше понять, что происходит на местах.

Основываясь на этих данных, мы написали и опубликовали статью в открытом доступе в Journal of Management Studies, в которой утверждаем, что новые участники стигматизируемой профессии могут действительно избавиться от стигмы. Но как это происходит?

Двусмысленность и различие

Воспринимаемая категориальная двусмысленность Uber – о чем свидетельствует всплеск дебатов по поводу того, как маркировать Uber и его водителей – проложила путь, позволяющий отличать водителей Uber от водителей такси по двум направлениям.

Во-первых, представители Uber, государственные должностные лица и СМИ провели категоричное различие, указав на технологии, чтобы объяснить, почему «Uber не является таксомоторной компанией».

Во-вторых, они подчеркнули различия между воспринимаемой идентичностью водителей Uber и водителей такси, часто подчеркивая, что водители Uber ездили краткосрочно или неполный рабочий день. Однако это не обязательно отражало реальность. Как сказал нам один водитель Uber в интервью:

«Я начинаю в 7 утра и заканчиваю в 7 вечера. Двенадцать часов. Я стараюсь работать с понедельника по пятницу, потому что у меня есть семья и одна дочь … Я хочу наслаждаться летом, но иногда работаю в субботу вечером».

Ухудшение стигмы для таксистов

Эти категориальные различия и предполагаемые различия в личности помогли водителям Uber избавиться от стигмы вождения такси, несмотря на то, что многие водители Uber даже признали, что они делали то же самое, что и их коллеги из такси.

Между тем, стигма, с которой сталкиваются водители такси, ухудшилась. По мере распространения в средствах массовой информации различий, которые сопровождались замечаниями, основанными на предубеждениях, связанных с социальными, моральными и физическими характеристиками водителей такси.

Эти замечания унижали таксистов в пользу водителей Uber, часто подчеркивая и сопоставляя статус иммигранта, язык, гигиену и условия работы таксистов по сравнению с водителями Uber. В средствах массовой информации также часто подчеркивались особенности индустрии такси, которые были санкционированы и регулируются городом, а не самими водителями такси.

СМИ сообщали об удобстве нового приложения Uber и его автоматического процесса оплаты кредитной картой, несмотря на то, что Uber работал нелегально, а также о том, что несколько компаний такси запустили свои собственные приложения, чтобы «помочь пассажирам беспрепятственно добираться до работы».

К тому времени, когда Uber был легализован как «частная транспортная компания» и различия между водителями Uber и таксистами были формализованы, водители такси столкнулись не только с экономическими трудностями. Они также утверждали, что существует «двухуровневая система», и водители Uber и таксисты стали поляризованными в СМИ.

Появление Uber в Торонто разделило одну единую профессию и создало социальные и экономические трудности для таксистов. И все началось с того, к какой категории  стали себя относить водители Uber и сама компания Uber.

Обнадеживает то, что водители Uber не подвергались такой же стигматизации, как водители такси. Однако досадно, что он избежал этой участи за счет тех самых “настоящих” таксистов.

 

Источник

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula