fbpx Skip to main content

Сегодня в Комитете РСПП по цифровой экономике состоялся круглый стол на тему «Таксомоторные перевозки: вызовы и перспективы развития отрасли». В центре внимания были два ключевых вопроса: локализация автомобилей такси и повышение доступности перевозок для многодетных семей и пассажиров с детьми.

О рисках обязательной локализации

В ходе обсуждения была выражена обеспокоенность тем, что введение обязательной нормы локализации автомобилей такси может негативно сказаться на рынке. Эксперты отметили, что таксомоторная отрасль находится в непростом положении: высокая стоимость автокредитования, рост цен на автомобили и отсутствие целевой государственной поддержки уже привели к снижению темпов обновления автопарков. Введение дополнительных требований по локализации может усилить этот кризис и подтолкнуть перевозчиков к уходу в теневой сектор.

Особое внимание участники круглого стола уделили тому, что на сегодняшний день модельный ряд отечественных автомобилей ограничен и не отвечает всем потребностям рынка, особенно в сегменте бизнес-класса. Также встал вопрос о качестве комплектующих и сроках гарантийного обслуживания — действующие нормы не учитывают высокую эксплуатационную нагрузку на такси, что делает использование отечественных автомобилей в таксомоторной сфере менее выгодным.

Необходимость пересмотра требований и поддержки перевозчиков

Было отмечено, что сейчас проверка соответствия автомобильных компонентов степени локализации проводится только на этапе запуска производства. Однако в процессе длительного срока выпуска автомобилей детали могут заменяться китайскими аналогами, что снижает уровень фактической локализации. В этой связи был поднят вопрос о необходимости создания механизма контроля за соблюдением требований локализации на протяжении всего периода производства модели автомобиля.

Депутат Госдумы Николай Будуев отметил, что защита отечественного автопрома важна. Однако поддержка бизнеса и доступность перевозок для граждан также должны оставаться в приоритете. По его словам, такси является значимым источником дохода для большого числа граждан, особенно в регионах. В пример он привел жизненную ситуацию, когда после потери основного места работы граждане часто идут за заработком в такси. Введение обязательной локализации без адекватного переходного периода и мер поддержки может привести к массовому уходу перевозчиков с рынка и росту тарифов для пассажиров.

Начальник Управления развития таксомоторных перевозок Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Сергей Алексюк отметил, что при текущих проблемах, если бизнесу окажется сложно выполнять требования по локализации, например, из-за того, что отечественные автомобили не покрывают потребности в сегменте бизнес-такси, отрасль самостоятельно найдёт способы адаптации. В частности, это может привести к перестройке бизнеса в сторону заказных перевозок и других форм транспортных услуг.

Он также подчеркнул, что в настоящее время автомобиль вносят в реестр такси без ограничения по сроку нахождения в этом реестре. Это создаёт ситуацию, при которой перевозчики будут максимально долго эксплуатировать автомобили, внесённые в реестр до вступления в силу закона о локализации. Важно учесть этот фактор, чтобы в будущем рынок не столкнулся с проблемой устаревшего автопарка.

Кроме того, Сергей Алексюк отметил, что на сегодняшний день модельный ряд отечественных автомобилей остаётся довольно ограниченным и не соответствует потребностям крупных городов, особенно в сегменте бизнес- и премиум-класса. 

Сложности бизнеса такси

Председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова озвучила результаты исследования таксомоторной отрасли по итогам 2024 года. Так, по мнению перевозчиков, основными проблемами отрасли остаются нехватка квалифицированных водителей и кадровый дефицит, бюрократические проволочки и сложности с оформлением таксомоторной деятельности.

Сложности возникают из-за высокой стоимости автомобилей и иных финансовых затрат. Кроме того, тормозит развитие бизнеса жесткое и быстро меняющееся регулирование, к чему относятся многочисленные новые законодательные инициативы и нормы, которые усложняют деятельность таксопарков.

Почти треть участников опроса (28 %) признались, что закончили 2024 год с убытками. А оставаться на плаву им удается только за счет ранее накопленных ресурсов или кредитов. При этом задумались о ликвидации бизнеса 9,6 % опрошенных. 

Проблемы с качеством отечественных автомобилей и эксплуатацией в такси

Особое внимание было уделено качеству отечественных автомобилей. Представители бизнеса сообщили о системных проблемах с деталями и сборкой. Представитель таксопарка «369» Алексей Быков обратил внимание на необходимость увеличения гарантийного срока до трёх лет или не менее 100 000 км пробега. Также он отметил, что автомобили для такси должны быть рассчитаны на высокую интенсивность эксплуатации, чего пока не хватает отечественным моделям.

Позиция производителей

Представители автопрома подчеркнули, что требования к локализации должны быть достижимыми, т.е. количество баллов должно соответствовать реальным возможностям производства. Представители “АвтоВАЗа” заявили, что поддерживают инициативу по локализации автомобилей такси. По их мнению, это позволит снизить зависимость рынка такси от иностранных поставок запчастей и создать условия для стабильного развития отрасли. В то же время они отметили, что на рынке должно присутствовать несколько автопроизводителей для поддержания конкурентной среды.

Автопроизводители также обратили внимание на наличие программ льготного автокредитования и лизинга, однако высокая ключевая ставка ЦБ делает эти инструменты недоступными для большинства перевозчиков. Было предложено создать отдельные программы поддержки для перевозчиков с возможностью получения субсидий на покупку отечественных автомобилей.

Вопрос поддержки перевозчиков 

Депутат Госдумы, член комитета по защите конкуренции Ирина Филатова отметила, что таксопарки сталкиваются с завышенными штрафами за отсутствие договора ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика). Сейчас штрафы для перевозчиков сопоставимы со штрафами для крупных транспортных компаний: железных дорог и авиаперевозчиков, что создаёт дополнительную финансовую нагрузку на малый бизнес. Она сообщила, что ими разработан законопроект о снижении штрафов, который в ближайшее время будет внесен на рассмотрение в Госдуму:

  • Для физических лиц — до 1000–5000 рублей;
  • Для индивидуальных предпринимателей — до 20 000–25 000 рублей;
  • Для юридических лиц — до 40 000–50 000 рублей.

О необходимости поддержки самозанятых водителей

Директор сервиса заказа такси «Максим» Максим Шушарин отметил, что сегодня в ряде регионов, в частности на Дальнем Востоке, до 97% автомобилей такси — это импортные модели. Введение требований по локализации в таких условиях сделает замену автопарков практически невозможной. По его словам, уход с рынка иностранных автомобилей может привести к дефициту такси и росту тарифов для пассажиров.

Он также отметил, что в регионах значительную часть рынка занимают самозанятые водители, работающие на личных автомобилях. Введение обязательной локализации для них создаст барьеры для выхода на рынок и заставит часть водителей уйти в нелегальный сектор, что негативно скажется на безопасности и доступности услуг такси.

О важности мер поддержки 

По итогам круглого стола участники сошлись во мнении, что законопроект о локализации автомобилей такси требует дальнейшей доработки. Введение новых требований должно сопровождаться мерами поддержки для перевозчиков, созданием конкурентных условий на рынке автопроизводителей и постепенным переходом к новым стандартам. В противном случае инициатива может привести к сокращению числа перевозчиков, росту тарифов и ухудшению качества услуг такси.

Фото: ОСРТ.

 

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии