fbpx Skip to main content

Минтранс России разработал законопроект, согласно которому водителей легковых такси будут контролировать с помощью средств мониторинга их психофизиологических показателей. Уставших будут отключать от работы раньше срока, а бодрым позволят работать дольше. В случае принятия проекта, потребуется внести ряд изменений в смежные законодательные акты, в том числе, регулирующие режим труда и отдыха водителей.

По информации Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, в «Мосгортрансе» почти на все автобусы, электробусы и трамваи (около 7 тыс. ед.) с 2018 года установлена система, которая выявляет уровень усталости и помогает не допустить возникновения потенциально опасных ситуаций на дорогах путем сканирования лица водителя. Благодаря этой системе, аварийность с участием городского пассажирского транспорта удалось сократить на 23 %, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Минтранс считает, что система доказала свою эффективность и настало время для законодательного закрепления норм времени управления транспортным средством, которые будут индивидуально определяться для конкретного водителя. Предполагается, что система будет самостоятельно определять состояние работоспособности водителя и решать о необходимости перерыва на отдых, завершения смены или о возможности увеличения продолжительности рабочего времени.

— Водитель в состоянии утомления может не чувствовать усталости под влиянием эмоционального возбуждения, опасности, интереса к выполняемой работе, ответственности. В результате нарушается точность и координация движений, увеличивается время реакции, снижается степень автоматизации навыков, теряется чувство скорости, снижается готовность к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки, — говорится в пояснительной записке. — Исходя из данных международной статистики, в 20 – 30 % от всех ДТП их причиной являлась потеря работоспособности водителя, что требует принятия государством мер, направленных на снижение ДТП по данной причине.

Авторы законопроекта отмечают,  что установленные в нормативных правовых актах максимальные нормы времени управления транспортным средством, и минимальные нормы времени отдыха основаны на работе среднестатистического водителя, которые не могут учитывать индивидуальные особенности организма водителя, которые могут позволить как увеличить предельное время управления транспортным средством, так и уменьшить его относительно установленных норм, тем самым снизить риск возникновения ДТП.

Однако использование лишь одной системы мониторинга за усталостью водителя будет недостаточно, поскольку она предназначена только для контроля психофизиологического состояния. Разработчики проекта, считают, что “наиболее рациональным решением этого вопроса видится комплексное применение тахографов с подключенными к ним средствами контроля работоспособности водителя в пути”.

Являясь метрологически поверенным средством измерения, тахограф обеспечивает фиксацию времени управления автомобилем и времени отдыха водителей с высокой точностью, а использование средств криптографической защиты информации, обеспечит сохранение индивидуализированных норм в защищенной памяти бортового устройства, а также контроль за их выполнением с привязкой к конкретному водителю на основе использования персонифицированных карт тахографа, — отмечают авторы законопроекта.

Между тем, ориентировочная стоимость средств контроля и поддержания состояния работоспособности водителей в пути составляет от 25 до 80 тыс рублей (включает стоимость устройства, работ на установку и техническое обслуживание на 3 года). По мнению Минтранса, устанавливать соответствующие оборудование должны только специализированные сервисные центры. Как отмечается, их сеть уже развернута по всей территории России. В их задачи, кроме установки, будет входить активация тахографа для конкретного транспортного средства с помощью информационной системы «Тахографический контроль», созданной Минтрансом России еще в 2013 году.

В пояснительной записке Минтранс отмечает, что в случае принятия законопроекта, потребуется внесение изменений в Правила дорожного движения РФ в части определения норм времени управления транспортным средством и перерывов на отдых:

“Нормы времени управления транспортным средством должны включать увеличенное время управления транспортным средством в случае использования средств контроля и поддержания состояния работоспособности водителей в пути”.

Кроме того, Минтранс РФ планирует совместно с МВД РФ и Минздравом России законодательно определить параметры психофизиологического состояния водителя, характеризующие снижение работоспособности, не совместимое с возможностью дальнейшего безопасного управления транспортным средством.

В проекте указано, что также потребуется закрепление норм, определяющих технические требования к тахографам, правила подключения к нему средств контроля и правила хранения данных.

— Предложения по оснащению  легковых такси тахографами звучали неоднократно на протяжении нескольких последних лет. Также данные нормы были предложены в законопроекте “О такси”, инициатором которого являлся Комитет по транспорту и строительству Государственной Думы, — отмечает Ирина Зарипова, председатель Общественного Совета по развитию такси. — Мы считаем, что оснащение тахографами автомобилей такси отрицательно скажется на рынке такси, так как стоимость приборов учета рабочего времени водителя составляет около 70 000 рублей. Данная нагрузка на бизнес будет способствовать уходу в “тень” легального бизнеса такси. Кроме того, с учетом развития цифровизации на транспорте есть и другие более современные способы контроля режима труда и отдыха водителей, речь идет о различных информационных системах.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula