fbpx Skip to main content

В настоящее время порядок проведения предсменных предрейсовых и послесменных послерейсовых осмотров водителей наземного транспорта и такси регулируется Приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 года № 835н. Необходимость организации и проведения предварительных и периодических медосмотров работников закреплена и трудовым законодательством (ст. 212, 213 ТК РФ). На практике медицинские осмотры водителей реализуются фиктивно, в большинстве случаев, особенно в такси, система сведена к выставлению отметок в путевых листах, без проведения реальных осмотров. Председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова называет текущую законодательную базу несостоятельной и поддерживает новую инициативу Минздрава России об изменении порядка проведения медосмотров, применения телемедицины и внесения поправок в Трудовой кодекс РФ. По ее словам, телемедицинские технологии выведут систему медицинских предрейсовых и послерейсовых осмотров из теневого рынка. А также сделают саму процедуру прохождения водителями медицинских осмотров более прозрачной.

Согласно положениям Приказа № 835н водители должны проходить предрейсовые (предсменные) и послерейсовые (послесменные) медицинские осмотры. То есть нормативный документ направлен на выявление признаков медицинских состояний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей. Фактически это допуск водителя к выходу на рейс и устранение потенциальной опасности дорожно-транспортного происшествия. Содержание нормативного документа во многом повторяет Инструкцию о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденную Приказом СССР от 29 сентября 1989 года № 555, и особой актуальности он в себе не несет. Кроме того, действующий Приказ распространяется не только на водителей автотранспортных средств, но также и на работников, занятых на подземных работах, это означает, что он не является целенаправленным.

Результаты обследования водителей до выхода на линию и по возвращению вносятся в журналы на бумажном носителе. Страницы журналов, согласно изложенным требованиям Приказа, просты в понимании (прошивка, нумерация, скрепление печатью организации) и не требуют комментариев медицинского юриста. Данный формат ведения журналов используется с советских времен, это формат, когда медицинский работник проводит очный прием, снимает на личном приеме показания состояния здоровья (измеряет давление, температуру и другие показатели) и фиксирует это в бумажной документации. Приказом оговорено ведение журнала в электронном виде с заверением усиленной квалифицированной электронной подписью. Такое требование, конечно, ближе к формату цифровых медосмотров, но в полной мере не отражает сущность прохождения водителями медицинских осмотров с применением телемедицинских технологий.

Выпуск водителя на линию, включая взаимодействие с диспетчером, медицинским работником и контролером (механиком), занимает в общей сложности 30–40 минут. Отдельно Ирина Зарипова обращает внимание, что контролер (механик) проводит проверку автомобиля на предмет технических неисправностей и уточняет:

«Если проверенный автомобиль попадает в ДТП в связи с технической неисправностью, на механика может быть возбуждено уголовное дело».

При проведении проверки в таксомоторном или транспортном предприятии контрольно-надзорными органами инспектору предоставляется журнал выданных путевых листов и журнал медицинских осмотров. Проверяющий де-факто проводит визуальную оценку журналов и проверку подписей водителей и медработников. Общественный Совет по развитию такси считает такие проверки избыточными и неэффективными и приравнивает их к административным барьерам. В качестве решения Совет предлагает проводить проверку в удаленном режиме через единый сервис, который позволит в режиме реального времени отслеживать, сколько водителей вышло на рейс, кто выпустил работника на рейс и с какими медико-физиологическими характеристиками он был допущен, в частности давлением, сколько часов находился в смене конкретный водитель и где сейчас он находится. Таким образом, как отмечает Ирина Зарипова, контроль за реальными данными в онлайн-режиме является более эффективным способом, чем визуальная проверка бумажных журналов. Кроме того, срок хранения путевых листов составляет 5 лет, и многие предприятия используют целые комнаты для хранения, а в случае применения современных технологий информацию об осмотре водителя можно хранить на небольшом компьютере или на облачном сервисе.

Текущая ситуация с медицинскими осмотрами создает административный барьер для многих водителей, оформленных в статусе индивидуальных предпринимателей, в том числе с применением специального режима налогообложения «самозанятый», так как такому водителю необходимо заключать договор с медицинской организацией на проведение осмотров и каждый день ездить в это медицинское учреждение. Принятие законопроекта способно сделать медицинские осмотры для таких водителей более доступными за счет сети публичных точек, и необходимость стоять в очередях медучреждений будет исключена.

«Удаленный медосмотр поможет сделать работу самозанятых водителей более прозрачной, а также избежать фиктивных медицинских осмотров, кроме того, вся история состояния водителя сможет в случае отклонений выявить болезни на ранней стадии. Легализация водителей такси должна сопровождаться созданием прозрачных условий всех необходимых процедур для осуществления деятельности», — отмечает Ирина Зарипова.

Ранее со стороны агрегаторов такси предпринимались самостоятельные попытки по автоматизации контроля за работой водителей такси и введению ограничений для водителей, которые превысили нормо-часы за смену. Их идея и заключалась в том, чтобы автоматизировать процесс, не меняя законодательство. Это привело к обсуждению на уровне правового регулятора вопроса о введении алгоритмов обмена информацией о часах работы водителей, которая бы помогла в автоматическом режиме ограничивать водителей от заказов. Теперь данная инициатива подлежит обсуждению на уровне парламентариев.

Новый разрабатываемый законопроект Минздравом России оставляет за работодателем право выбирать порядок проведения медицинского осмотра: проведение очного медицинского осмотра или с применением телемедицинских технологий. Одной из ключевых идей удаленных медосмотров является автоматизация. В случае выбора дистанционного прохождения осмотра дополнительным средством контроля могут послужить выборочный очный осмотр. В настоящее время отметки в путевых листах, которые поставлены с помощью телемедицины, считаются инспекторами недействительными.

Более подробно проблема медицинского освидетельствования водителей обсуждалась 15 апреля в общественной организации «Деловая Россия» с участием представителей Минздрава, Госдумы, общественных объединений, в том числе Общественного Совета по развитию такси. Минздрав, по сути, предлагает ввести систему электронных путевых листов. Версия нового законопроекта и поправок в Трудовой кодекс будет представлена после завершения этапа общественных слушаний. В настоящее время нормативный документ на разработке.

 

Источник

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии