13 ноября Общественный Совет по развитию такси провел совещание для руководителей таксопарков Северо-западного федерального округа (СЗФО), в котором обсуждались ограничительные меры в период пандемии. В онлайн-мероприятии участвовали представители региональных уполномоченных органов, бизнес-сообщество и общественные деятели. Модератором встречи выступил представитель Общественного Совета по развитию такси Андрей Белов.
Участники онлайн-встречи отметили, что существует проблема несоблюдения ограничительных мер пассажирами и водителями такси.
«Все расходы на защитные маски и перчатки должны лежать на руководителях. Ограничительные меры для водителей добровольные — контроль над соблюдением мер практически отсутствует. Я не могу заставлять водителей надевать маски», — сказал представитель таксопарков в Ленинградской области Радий Костромин.
Владельцы таксопарков и агрегаторы выполняют все требования для обеспечения безопасности пассажиров и водителей — покупают необходимые товары, которые стали неотъемлемой частью такси и общественного транспорта. Но отследить использование защитных масок водителями почти невозможно — о нарушении правил могут сообщить только пассажиры такси, но они дистанцируются от проблемы.
«Если мы остановили такси, в котором водитель не соблюдает масочный режим при пассажире, последний не хочет выступать в качестве свидетеля. Ему нужно быстрее добраться до места прибытия, ведь именно из-за этого он заказал такси, а не поехал на общественном транспорте», — отметил заместитель Министра транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Виктор Тиховский.
Такая же ситуация при остановке нелегальных перевозчиков без масок во время рейдов в Мурманской области — пассажиры не отрицают, что водитель не является официальным перевозчиком, но подтверждать свои слова в протоколе не решаются. А это нужно, чтобы предъявить водителю нарушение за несоблюдение ограничительных мер.
По словам Андрея Белова, участника Общественного Совета по развитию такси, при несоблюдении ограничительных мер во время поездки пассажир, как и водитель, может обратиться в диспетчерскую службу такси или к агрегатору. Если клиент садится в салон без маски, то поездку отменят, но если средство защиты не наденет водитель, его ждут серьезные проблемы — это нарушение, на которое руководитель таксопарка обязательно обратит свое внимание.
Однако на сегодня нарушителей режима среди пассажиров единицы. Как отметил Андрей Белов, если летом люди скептически относились к средствам защиты, то сейчас стараются соблюдать ограничительные меры.
«Все поняли серьезность ситуации. Люди видят, что происходит вокруг, практически у каждого есть знакомые, которые болеют или уже переболели коронавирусом», — сказал Андрей Белов.
Участники встречи отдельно поставили вопрос о компенсации затрат на дезинфекцию транспорта государством. Многие отметили, что обработка такси специальным средством слишком затратна для предпринимателей. Если за дезинфекцию одного автомобиля руководитель автопарка отдает 15 000 рублей в месяц, то за сто машин — полтора миллиона рублей.
Уполномоченный по правам предпринимателей в Республике Карелия Елена Гнётова поделилась опытом своего региона в решении данной проблемы.
«У нас меры поддержки приняты с самого начала мероприятий, когда предприятия были закрыты. Роспотребнадзор предложил предпринимателям использовать подобные средства защиты в качестве субсидий. Владельцы таксопарков могут направить заявления с приложением документов, которые подтверждают проведение дезинфицирующих процедур. После этого им возмещают траты», — сказала Елена Гнётова.
Спикер отметила, что сейчас в Республике вопрос о затратах на обработку автомобилей не возникает, так как предприниматели знают, что им все будет субсидировано. Компенсировать владельцы автопарков могут только дезинфекцию.
Советник уполномоченного по защите прав предпринимателей Санкт-Петербурга Илья Антонов также добавил, что с 22 апреля 2020 года в Федеральный закон N 121-ФЗ внесены изменения в налоговый кодекс РФ. Так, расходы предпринимателей всех категорий, включая перевозчиков, учитываются при налогообложении — это стало механизмом возмещения затрат на средства защиты.
Острое обсуждение вызвала перевозка детей и людей с заболеваниями дыхательной системы — участники совещания высказали опасения, что стандартная дезинфекция может повлиять на состояние здоровья такого пассажира во время перевозки.
Начальник отдела эпидемиологического надзора по Ленинградской области Лидия Буц отметила, что обработка транспорта проводится без участия пассажира, запах и само дезинфицирующее средство выветривается, из-за чего возможность нанесения вреда здоровью людей исключена.