Эксперты Аналитического центра при Правительстве РФ проанализировали развитие российского рынка такси. Исследование подготовлено по заказу Общественного Совета по развитию такси в регионах РФ. Согласно проведенному исследованию, после периода бурного роста в 2015-2017 годах рынок такси перешел в фазу стабильного развития. Объем рынка в денежном выражении составил 671 млрд рублей в 2018 году и по прогнозам достигнет 709 млрд рублей в 2019 году.
По словам председателя Общественного Совета по развитию такси в регионах РФ Ирины Зариповой, из данных Аналитического центра можно сделать вывод о том, что рынок такси в России остаётся высококонкурентным и открытым — об этом говорит появление новых игроков, таких как Bolt, и интерес к рынку со стороны крупных иностранных компаний, таких как DiDi, а также инвестиции в сферу такси со стороны сервиса «Ситимобил» и ПАО «Сбербанк».
«Однако оценка нелегальной доли такси мне представляется заниженной: названные цифры актуальны разве что для мегаполисов, а в регионах доля нелегалов может быть значительно больше половины. Поэтому задача номер один — “обеление” рынка в процессе его развития, и в этом решающую роль будут играть цифровые технологии, в первую очередь, направленные на обеспечение безопасности, так как для пассажира это значимый фактор выбора. Такими цифровыми технологиями могут стать телемедицинские осмотры водителей, контроль времени нахождения на линии и введение электронных путевых листов», — отметила Ирина Зарипова.
Резкий рост рынка, произошедший в предыдущие годы благодаря появлению агрегаторов такси, снижению стоимости поездки и увеличению численности пассажиров, подходит к концу в связи с завершением перехода рынка в новое состояние. По прогнозам экспертов Аналитического центра, темпы роста рынка, составлявшие 8,6% в 2018 году и 5,6% в 2019 году, в 2020 году замедлятся до 3,7-4% и в дальнейшем стабилизируются на уровне, превышающем рост экономики примерно на 2 процентных пункта.
Число водителей стабилизировалось: количество официально занятых в отрасли в 2018 году составило 584 тысячи человек, в 2019 году численность работников показывает рост на 3% и, по прогнозам, достигнет порядка 600 тыс. таксистов. Хотя по сравнению с 2017 годом значимого роста численности водителей не произошло, возросло число активно эксплуатируемых автомобилей такси, используемых в две смены. Численность водителей в 2018 году, работающих в одну из смен на таких автомобилях, увеличилась на 21% по сравнению с 2017 годом. К примеру, в городах-миллионниках (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) посменно работают до 40% водителей. Подобная тенденция может объясняться увеличением числа регулярных пользователей такси и числа поездок на водителя, а также дальнейшим проникновением агрегаторов, круглосуточно обеспечивающих стабильный поток заказов. Рост рынка, таким образом, шел за счет интенсификации работы водителей, снижения холостого пробега и роста интенсивности использования автомобилей такси.
В целом в России наблюдается рост среднего дохода таксистов: с 2017 года он увеличился более чем в полтора раза и достигает 63 тысяч рублей в месяц в 2019. При этом, в 2018 году резкое увеличение доходов водителей — почти в 2 раза — произошло в крупных городах: в миллионниках ежемесячный доход вырос с 35 тыс.рублей в 2017 до 63 тыс.рублей в 2018, в городах с населением более 500 тысяч человек – с 24 до 47 тыс.рублей. Эксперты Аналитического центра связывают этот скачок с приходом и популяризацией в крупных городах агрегаторов. В Москве и Санкт-Петербурге доход водителя также вырос, но не так значительно: агрегаторы вышли в эти города значительно раньше и рынок здесь уже устоялся. В 2019 году средний доход водителя в этих городах составляет порядка 83 тыс. рублей в месяц, в других городах-миллионниках – 74 тыс. рублей в месяц.
В отличие от легального, нелегальный рынок такси показывает резкий рост. Его объем в денежном выражении вырос на 35% c 75 млрд. рублей в 2017 году до 101 млрд. рублей в 2019 году и составляет не менее 12% от общего объема рынка такси. Несмотря на очевидный рост использования такси населением, число выданных разрешений на таксомоторную деятельность в 2018 году упало на 8% в сравнении с 2017 и так и не восстановилось в 2019 году, составив 441 тысячу разрешений против 467 тысяч на 2017 год. Доля нелегальных поездок составляет порядка 16% по России. В 21 регионе РФ доля нелегальных поездок превышает 25%, а в 13 регионах более 50% поездок на такси совершаются водителями без разрешений на таксомоторные перевозки. Также широко распространены схемы ухода компаний от налогов через оформление водителей в качестве индивидуальных предпринимателей: в ряде регионов число ИП, для которых основным видом деятельности являются таксомоторные перевозки, значимо превышает число разрешений, выданных ИП. Например, в Калмыкии таксистов-ИП в 2,6 раза больше, чем выданных им разрешений. По оценке экспертов Аналитического центра, объем дополнительных налоговых поступлений в бюджет с нелегалов мог бы составить около 6 млрд рублей. Одним из вариантов вывода рынка из тени, в частности, может стать новый налоговый статус самозанятых. Сейчас он в тестовом режиме доступен жителям в 4 регионах России, но ожидается, что с 2020 года может распространиться на остальную часть страны.
На 2019 год агрегаторы занимают порядка 60% легального рынка такси, 53% с учетом нелегального. Крупнейший игрок на рынке – «Яндекс.Такси», занимающий 27% рынка. За ним следует «Везет» с 12% рынка и «Максим» с 9%. При этом относительные позиции агрегаторов существенно различаются в зависимости от размера города. Если в городах численностью свыше 500 тыс. человек относительно большую долю занимает «Яндекс.Такси», то в городах с населением от 100 до 500 тыс. «Яндекс.Такси», «Везет» и «Максим» занимают примерно равные доли, а в городах размером до 100 тыс. как правило лидируют сервисы «Везет» и «Максим».
Такси все больше выполняет роль общественного транспорта, особенно в малых городах. Чем хуже развит общественный транспорт, тем больше доля пользующихся такси. Так, по данным Росстата, в городах с населением менее 50 тыс. человек доля населения, для которого при сбоях в работе общественного транспорта единственной альтернативой является такси или частный извоз, составляет 45,7%, тогда как в городах-миллионниках она не превышает 15,5%.