Общественный Совет по развитию такси подвел итоги всероссийского опроса, проведенного среди перевозчиков, чтобы оценить работу бизнеса такси в 2024 году. Опрос охватывал ключевые вопросы, такие как дефицит водителей, доступность обновления и обслуживания автопарков, общая экономическая эффективность бизнеса.
Дефицит водителей такси продолжает расти
Проблема нехватки водителей такси, наметившаяся в 2023 году, в 2024 году лишь продолжилась. В 2023 году 70% перевозчиков заявляли о дефиците кадров, а в 2024 году этот показатель вырос до 77%.
Ключевые причины нехватки водителей:
- сложность поиска квалифицированных кадров,
- нежелание работать по новым требованиям, предъявляемым к такси,
- ужесточение регулирования отрасли.
Если в 2023 году 38% перевозчиков ощущали дефицит водителей на уровне 10–20%, то в 2024 году этот показатель снизился до 35%. Однако при этом увеличился процент перевозчиков, ощущающих дефицит на уровне 1–10%: с 11% в 2023 году до 33% в 2024 году. Таким образом, несмотря на сохраняющийся кадровый голод, ситуация постепенно меняется.

Обновление недоступно
В прошлом году таксопарки столкнулись с нехваткой средств на покупку новых автомобилей, поскольку все финансовые ресурсы направлены на покрытие возросших затрат на содержание, ремонт и эксплуатацию уже существующего автопарка. В 2024 году 22% перевозчиков не обновили свои автопарки, тогда как в 2023 году таких было 17%. Статистика намерений на 2025 год также вызывает тревогу: лишь 33% перевозчиков планируют обновление автопарка, тогда как в 2024 году их было 51%. Почти половина опрошенных пока не приняли решения и наблюдают за ситуацией на кредитном рынке.

Рост расходов на содержание и обслуживание автопарка
Перевозчики отмечают значительное увеличение расходов на содержание и ремонт автомобилей. По данным опроса, затраты на обслуживание таксомоторного парка выросли на 20–50% по сравнению с предыдущим годом. Основные причины роста издержек:
- повышение стоимости запчастей (56% перевозчиков столкнулись с проблемами закупки из-за высоких цен),
- увеличение цен на техническое обслуживание и ремонт автомобилей,
- рост расходов на топливо и страховку.
Кризисное состояние отрасли приводит к тому, что средства, которые могли бы быть направлены на обновление автопарка, уходят на поддержание работоспособности уже существующих машин. Перевозчики стоят перед выбором либо повышать тарифы, либо сокращать прибыль. И то и другое сказывается на доступности и качестве услуг для пассажиров. Дальнейший рост расходов может привести к закрытию многих таксопарков и снижению конкуренции на рынке.
Экономическая эффективность бизнеса
По итогам 2024 года финансовые результаты таксомоторных компаний оказались неоднозначными:
- 48% перевозчиков заявили, что их прибыль лишь незначительно превышает затраты,
- 28% закончили год с убытком,
- 10% рассматривают возможность ликвидации бизнеса,
- только 14% перевозчиков завершили год с устойчивой прибылью.
Ключевые проблемы бизнеса такси
Перевозчики столкнулись с множеством трудностей, в итоге замедляющих развитие всей отрасли. Оформление документов для получения разрешения занимает много времени из-за сложных бюрократических процедур, включая внесение в реестр и получение справок. Высокая стоимость обновления автопарка погрузила отрасль в кризис: автомобили дорожают, лизинговые платежи увеличиваются, а затраты на техническое обслуживание постоянно растут.
Помимо этого, усугубляется нехватка водителей, а частые изменения нормативной базы создают неопределенность, мешая планированию и стабильной работе бизнеса. Кроме того, определенное беспокойство у бизнеса вызывают инициативы законодательной власти по регулированию таксомоторной отрасли — только за 2024 год было внесено 26 таких инициатив.
Финансовая нестабильность в отрасли стала основным препятствием для обновления автопарков. Существенный рост расходов за последние пару лет делает покупку новых автомобилей практически невозможной для большинства перевозчиков. Сегодня таксопаркам нужны комплексные меры поддержки, включая доступное финансирование и гибкость в выборе автомобилей, иначе отрасль столкнется с масштабными последствиями для пассажиров и бизнеса, — говорит председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова. — Сегодня у бизнеса нет понимания дальнейших шагов в части государственного регулирования. Бизнес не знает, будут ли в будущем ужесточены требования к оказанию услуг такси или уже принятых мер достаточно. Поэтому в текущей экономической ситуации и при отсутствии стратегии развития таксомоторному бизнесу крайне сложно принимать решения о развитии и масштабировании своих компаний.
Фото: naatlishlaps23 c freepik.com