fbpx Skip to main content

4 апреля в Москве в рамках Международного конгресса «Транспорт и право» прошел II Международный юридический форум «Такси. Курс на право». В его работе приняли участие представители Общественного Совета по развитию такси.

Участники форума обсудили правовое регулирование деятельности такси, проблемные места и практику правоприменения законодательства в отрасли. Подняли проблемы страхования, локализации и безопасности такси.

Поддержка отрасли во всех регионах

В своем докладе начальник управления развития таксомоторных перевозок Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Сергей Алексюк озвучил проблему, связанную с тем, что из-за локализации автопарки таксомоторных компаний могут серьезно устареть, так как перевозчики не будут спешить с обновлением автомобилей, внесенных в реестр. Поэтому, по его мнению, необходимо ограничить срок нахождения транспортных средств в реестре.

Кроме этого, он проинформировал, что на текущий момент средний возраст автомобилей такси в Москве составляет 3,2 года, что является превосходным показателем не только в рамках Российской Федерации, но и в международной практике. Он также поделился опытом реализации программы по обновлению таксопарков. Особо было отмечено, что такая поддержка нужна всем регионам России, а не только Москве.

Отдельно остановились на аттестации водителей такси в столице. Было сказано, что в целом данная инициатива хорошо себя зарекомендовала. Более того, она предоставила дополнительные возможности для отсеивания водителей, несоответствующих требованиям законодательства. Например, для того, чтобы сдать экзамен, водителю необходимо иметь регистрацию в «КИС АРТ». А для этого нужно предоставить справку об отсутствии судимости. То есть на данном этапе удается исключить допуск к работе водителей с непогашенной судимостью.

Представитель московского Дептранса также отметил, что в ведомстве поддерживают законопроект, внесенный в законодательное собрание Санкт-Петербурга, об отмене требований о прописке самозанятого в регионе, где он осуществляет свою деятельность. Такая мера позволит существенно сократить дефицит кадров в такси.

Анализ транспортного законодательства

Эксперт Научно-исследовательского центра цифрового транспортного законодательства юридического института Станислав Швагерус подчеркнул, что сейчас мы живем в эпоху цифровой экономики, появились современные технологии, новые услуги в транспорте и, в частности, в такси.

И часто законодательное регулирование не успевает за развитием технологий. К примеру, сейчас в регионах существуют цифровые реестры по учету перевозчиков и автомобилей. Однако установленные законодательные требования отягощают развитие рынка и их необходимо пересматривать, так как они не соответствуют цифровой экономике.

Необходимо провести глубокий анализ транспортного законодательства и внести изменения по его совершенствованию с учетом реальных процессов, сложившихся в отрасли. Например, надо изменить подход, когда требования к крупным компаниям такие же, как и к частным перевозчикам и самозанятым. Такое положение дел на рынке в настоящее время создает определенный дисбаланс.

Локализация машин такси с учетом международного опыта

Юрист АНО «Общественный совет по развитию такси» Марат Аджимамбетов подчеркнул, что локализация в нынешнем виде противоречит основным принципам Евразийского экономического союза, таким как свободная торговля, равные условия и единая сертификация. Это ставит автопроизводителей из государств ЕАЭС в неравные условия по сравнению с российскими предприятиями. Такое положение дел может привести к конфликтам внутри союза.

Помимо этого, было отмечено, что нигде в мире нет прямых запретов на использование в такси иностранных автомобилей, даже в странах с активной поддержкой местного автопрома. Везде во главу угла ставится безопасность и экологичность транспортных средств, используемых в такси.

При этом поддержка автопроизводителей осуществляется через государственные субсидии, налоговые льготы и пошлины. А предлагаемая в России балльная система локализации не связана с уровнем безопасности, что может привести к использованию в такси технически устаревших машин.

Единый подход к исполнению норм закона

Руководитель юридического департамента сервиса заказа такси «Maxim» Антон Смеркис отметил, что 580-й федеральный закон не учитывает интересы и специфику работы частных перевозчиков, то есть самозанятых. К ним применяются те же самые требования, что и в целом к общественному транспорту. Поэтому мы видим, что только несущественная доля частных перевозчиков легализовалась.

В связи с этим на рынке происходит перекос в сторону компаний такси. Причем, по мнению представителя бизнеса, основными рабочими лошадками все же остаются частные перевозчики и самозанятые, работающие на личных автомобилях. В настоящий момент участникам рынка сложно выполнять действующие нормы закона. Поэтому для них необходимо разработать отдельное регулирование.

Руководитель Объединения самозанятых России Игорь Жмакин обратил внимание на неоднозначное выполнение законодательных норм. Так, в разных регионах России уполномоченные органы трактуют нормативные акты по-разному. Например, вопрос использования автомобилей, внесенных в реестр такси, в личных целях и в нерабочее время.

Некоторые уполномоченные органы считают, что такие автомобили при любом выезде на дорогу должны иметь плафон на крыше и шашечный пояс на кузове. Такая практика приводит к тому, что фактически частный перевозчик не может использовать свой автомобиль в личных целях. Подобные коллизии в различных регионах требуют регулирования и утверждения единого подхода к исполнению норм закона.

Фото: ОСРТ

 

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии