Общественный Совет по развитию такси провел масштабное исследование, в котором приняли участие владельцы и управляющие таксопарков из разных регионов России с общим автопарком более 150 тыс. автомобилей. Целью опроса стало выяснение реального опыта эксплуатации отечественных автомобилей в такси, а также формирование технического портрета автомобиля, соответствующего требованиям современной отрасли.
По данным опроса, сегодня наиболее распространёнными отечественными моделями в такси являются LADA Granta, LADA Vesta и на третьем месте Москвич-3, однако их эксплуатация вызывает серьёзные нарекания. 57% респондентов ежегодно тратят более 70 000 рублей на обслуживание одного автомобиля, а 63% сообщили, что сталкиваются с внеплановыми ремонтами три и более раза в год.
Особенно тревожны данные о технической надёжности на низких пробегах. 63% респондентов сообщили, что первый серьёзный ремонт требуется уже в течение первого года эксплуатации, и чаще всего это происходит на пробеге до 50–70 тысяч км.
Среди типичных неисправностей:
— частые поломки коробки передач, первые проблемы уже на 60 000 км;
— износ подвески, рулевых наконечников, амортизаторов — на протяжении первых 6 месяцев работы;
— регулярные поломки электроники (датчики, мультимедиа, кондиционеры);
— утечки масла и проблемы с ГРМ, включая разрыв ремня через каждые 30 000 км;
— случаи отключения ABS и даже нераскрытия подушек безопасности при ДТП.
Таксопарки также недовольны уровнем гарантийного обслуживания и доступностью оригинальных запчастей. Ремонт нередко осуществляется за свой счёт с использованием деталей с авторазборов, а время ожидания диагностики может превышать два месяца. Это делает эксплуатацию отечественных автомобилей в такси экономически невыгодной.
На этом фоне участники исследования обозначили, каким характеристикам должен соответствовать автомобиль для такси. Он должен быть:
— с атмосферным двигателем объёмом 1,5–2 л, ресурсом от 300 000 км и газовом топливе,
— с передним приводом, автоматической КПП и расходом до 7 л на 100 км,
— иметь конструкцию седана, дисковые тормоза, умеренную шумоизоляцию, экокожаный салон и минимальный комфорт для пассажиров (подогрев передних сидений, USB),
— ценой в пределах 1–1,5 млн рублей и остаточной стоимостью не ниже 60% через три года эксплуатации.
— По мнению участников рынка, таких автомобилей среди отечественных моделей на сегодня нет.
Как показал опрос, более 70% перевозчиков предпочли бы заменить текущие отечественные автомобили на иномарки.
«Закон о локализации должен в первую очередь обсуждаться с таксомоторным рынком. Важно не создавать запретительные барьеры на приобретение автомобилей, производимых в России иностранными компаниями, а сосредоточиться на улучшении и совершенствовании качества отечественного автопрома. Данные нашего исследования показывают, что в настоящий момент существует множество сложностей в эксплуатации российских автомобилей. Поэтому мы считаем необходимым внести серьёзные корректировки в закон о локализации с учётом мнения отрасли», — прокомментировала председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова.
Результаты исследования были озвучены на заседании в общероссийской общественной организации «Деловая Россия». В дискуссии приняли участие депутат Госдумы Дмитрий Гусев, руководители «Деловой России». Также к беседе присоединились представители Общественного Совета по развитию такси, руководители таксопарков, региональные уполномоченные органы и автопроизводители. Все мнения и предложения участников отрасли будут объединены в общем документе, который направят в Госдуму и Правительство РФ.
Фото: от Stellar с freepik.com