fbpx Skip to main content

В последнее время идут активные дискуссии насчет появления такой услуги как – «Райдшеринг» англ. Ridesharing: совместное использование транспортного средства. Я хочу привлечь профессиональное сообщество к обсуждению данной темы, т.к. «перевозка по пути» – может составить конкуренцию не только легковому такси, но и общественному транспорту, осуществляющему междугородние перевозки.

Особенно данная проблема видна в густонаселенных регионах, где между населенными пунктами ездит большое количество людей на своих автомобилях, на автомобилях такси и общественном транспорте.

Что такое «райдшеринг»? С развитием долевой экономики в Европе многие стали пользоваться транспортом совместно с целью экономии средств. Если два человека живут рядом и работают в одном квартале, то почему не возить друг друга по очереди на работу и не делить расходы на бензин? Таким образом, многие европейцы стали экономить на содержании своего автомобиля, ведь зачем покупать автомобиль, если можно им совместно пользоваться и делить расходы?

Как «Райдшеринг» появился в России? На отечественный рынок зашел крупный интернет-сервис по поиску попутчиков, с помощью которого можно разместить информацию о поездке. Например, вы едете в другой город на автомобиле и хотите взять по пути пассажира или найти автомобиль, который едет по нужному вам маршруту. Через сервис вы договариваетесь о цене и деталях поездки. Стоимость таких поездок действительно невысокая. А на возникающий вопрос – кто несет ответственность за безопасность со стороны сервиса по поиску попутчиков приводится аргумент: «А когда вы везете свою семью на автомобиле, кто несет ответственность?» и, пожалуй, основной аргумент – тот, кто везет попутчика не зарабатывает, он просто делит расходы на бензин. Поэтому позиция интернет сервиса – что «подвезти попутчика» – это не бизнес, а взаимопомощь между людьми, которые просто экономят свои финансы.

Большинство таксомоторных компаний, а также представители пассажирских регулярных перевозок выступают против развития «Райдшеринга» в таком виде, т.к. действительно возникает риск оттока пассажиров из-за разницы в стоимости поездок, а также невозможностью конкурировать с легковым автомобилем физического лица. Для легального таксомоторного парка, чтобы выпустить автомобиль на линию необходимо соблюдение многих процедур, связанных с безопасной перевозкой (технический осмотр автомобиля и предрейсовый осмотр водителя) а, чтобы увезти попутчика данных требований не существует.

Нуждается ли услуга «Райдшеринга» в контроле? Здесь позиции также разнятся. Уполномоченные органы выступают за однозначный контроль таких поездок (по сути данные поездки приравнивают к коммерческим перевозкам), а со стороны сторонников сервисов «Райдшеринга» – люди просто договариваются о взаимной услуге.

Также интересует очень важный вопрос, каким образом можно контролировать такие перевозки? Были предложения сделать ограничения по стоимости, в случае если сумма поездки будет выше определенной стоимости, то перевозка будет считаться коммерческой. Но кто будет вести учет? И каким образом?

Были предложения ограничить периодичность таких поездок, но возникает вопрос кто будет считать?

То, что сторонники развития «Райдшеринга» заявляют, водители, которые возят попутчиков всего лишь делят расходы. Но, данный аргумент может применяться везде: например, оплачивая такси, я тоже делю расходы совместно с компанией, которая мне предоставила автомобиль, не факт же, что моя поездка обязательно будет прибыльной. Например, существует практика доплат таксопаркам за пассажиров со стороны агрегаторов – это своего рода тоже «разделение расходов».

Очень тонкая грань «Райдшеринга» и заключается в том, что никто нам не запрещает поднять руку, остановить автомобиль и поехать за 50 рублей (вместо 1000). А тех, кто подвозит нас за деньги и не соответствует требованиям законодательства – мы называем нелегалами, и неважно сколько мы заплатили: 10, 100 или 5000 рублей.

Поэтому с точки зрения законодательства развитие «райдшеринга» – а именно «подвоза» пассажиров за деньги, пусть и маленькие, по сути организация нелегального извоза. Но мы нелегалов таксистов победить не можем, и уверена, большинство водителей-нелегалов также зарегистрированы в сервисах «попутчиков», где они предлагают разделить свои расходы на поездки. Поэтому появление слово «Райдшеринг» в данный момент еще одно красивое слово, которым можно прикрывать нелегальную деятельность по перевозке пассажиров.

Мое мнение, что если со стороны государства будет разделение на «райдшеринг» и такси, то такси в данной ситуации проиграет и возможно перестанет существовать, все будут заниматься «райдшерингом».

В данный момент стоимость услуги такси в России, чуть ли не самая низкая по сравнению с другими развитыми государствами, давайте будем ездить на такси, а не привлекать таксистов под лозунгом «попутчик». В первом случае, для пассажира будет хоть какая-то правовая защита.

Подписаться
Уведомить о
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Олег
13.10.2018 02:45

В чем-то Вы правы. Я сам зарегистрирован на Блаблакар, в качестве водителя. Езжу много и часто беру попутчиков. Согласен, в нынешнем виде этот сервис довольно опасен и нелегален, оккупирован таксистами и маршрутниками, причем неконтролируемыми. Но и на этом сайте есть нормальные водители. У них оформлены профаккаунты на основе юридического статуса. Естественно, они создают конкуренцию такси, путем более дешовой стоимости поездки. Но это связано с тем, что такие водители не “кормят” таксопарки и агрегаторов. Например: я зарегистрирован водителем Яндекса. Индивидуальный аккаунт Яндекс не разрешает, только через таксопарк. При выполнении заказа с меня берут комиссию такопарк и Яндекс (двойное налогообложение)! Стоимость поездки… Подробнее »