Этот закон позволяет компаниям, занимающимся перевозкой пассажиров и доставкой, не относить водителей к числу штатных сотрудников.
Группа водителей Uber и Lyft в Калифорнии подала иск в верховный суд штата с требованием отменить избирательную меру, которая позволяет компаниям продолжать обращаться со своими работниками как с независимыми подрядчиками.
Водители утверждают, что Предложение 22, которое было одобрено избирателями Калифорнии в ноябре прошлого года, нарушает конституцию штата, «лишая» законодательный орган штата возможности уполномочивать рабочих организовываться, а также «незаконно» исключая водителей и курьеров из числа участников компенсационной программы для работников данного сектора.
«Каждый день такие водители, как я, пытаются свести концы с концами, потому что такие компании, как Uber и Lyft, ставят корпоративную прибыль выше нашего благополучия», – говорится в заявлении истца Саори Окава. «С предложением 22 они не просто игнорируют наше здоровье и безопасность – они отвергают конституцию нашего штата».
Водители, оспаривающие конституционность Предложения 22, поддерживаются профсоюзами, такими как SEIU и Федерация труда Калифорнии, которые безуспешно выступали против этой меры в преддверии выборов.
Но в конечном итоге вся работа была потрачена впустую и “помножена на 0” такими компаниями, как Uber, Lyft и DoorDash, которые вложили более 200 миллионов долларов в кампанию «Да на 22», чтобы освободить их от действия закона штата Калифорния, который требует от них относиться к своим работникам как к наемным работникам, предоставляя минимальную заработную плату, социальную защиту, медицинскую страховку и отпуск, положенный по закону. Компании агрессивно выступили против закона, утверждая, что он отнимет “гибкость” у водителей, а также повысит цены на тарифы и увеличит время ожидания.
Закон AB5 представляет собой экзистенциальный кризис для компаний, ни одна из которых никогда не получала прибыль и которые прилагали дорогостоящие усилия по развитию автономных технологий в надежде в конечном итоге полностью заменить водителей и сотрудников службы доставки. В ответ компании предложили условия, в соответствии с которыми их работники останутся подрядчиками и будут предоставлены некоторые дополнительные преимущества.
Неясно, насколько успешными будут попытки водителей и профсоюзов в отмене предложения 22. Эта мера была написана таким образом, чтобы противостоять будущим изменениям, включая положение, требующее большинства законодательного собрания штата для внесения любых изменений в закон, в том числе, гарантируя, что это будет почти невозможно признать недействительным.
Но водители пытаются доказать, что Предложение 22 было незаконным с самого начала. Истцы отмечают, что конституция штата Калифорния дает законодательному органу «неограниченные» полномочия по обеспечению системы компенсации работникам, «так что эти полномочия не могут быть ограничены законодательной инициативой».
«Мы с нетерпением ждем, что суд подтвердит, что компании-гиганты не могут лишать работников их основного права вести переговоры о лучшей оплате и условиях труда – и что корпорации сами по себе не должны диктовать законы в нашем штате», – сказал Боб Шуновер, президент профсоюза SEIU Local 721 и Совета штата Калифорния SEIU в своем заявлении.
В прошлом в Калифорнии внесение подобных поправок было успешно отменено, но в основном за счет дополнительных мер голосования. Если судебный процесс потерпит неудачу, единственным способом отмены предложения № 22 со стороны водителей и поддерживающих их профсоюзов может стать еще одно голосование.
Водители организуют автокараваны и автопробеги (протесты) в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе в поддержку иска против предложения № 22.