fbpx Skip to main content

15 ноября 2024 года Общественная палата Российской Федерации, а также Общественный совет при Министерстве транспорта Российской Федерации провели совещание на тему: «Год реализации закона о такси: Что удалось достичь и какие изменения необходимы?». В мероприятии приняла участие председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.

В ходе совещания обсуждались правоприменительная практика и влияние нового закона «О такси» (ФЗ-580) на рынок перевозок, а также произошедшие изменения и достижения за прошедший год. Участники совещания стремились объективно оценить процессы регулирования отрасли и выработать взвешенную позицию относительно необходимых изменений в законодательстве, которые могли бы повысить качество предоставляемых услуг и стимулировать устойчивое развитие таксомоторных перевозок.

Ирина Зарипова подвела итоги прошедшего года, подчеркнув, что требования к цветовой гамме кузова легкового такси были установлены в 17 субъектах Российской Федерации, а требования к экологическому классу автомобилей – в шести. Норма об аттестации водителей такси реализована лишь в одном субъекте – Москве. Общественный совет по развитию такси поддерживает постоянную связь с исполнительными органами власти на региональном уровне, проведя за год более 50 очных и онлайн совещаний, а также шесть значительных отраслевых мероприятий.

Для повышения адаптации перевозчиков к новым условиям Общественный совет организовал региональные представительства в 36 субъектах Российской Федерации, которые предоставляют консультации по вопросам легализации бизнеса, налогообложения и отчетности. Ирина Зарипова отметила, что в ходе работы было выявлено множество проблем, требующих внесения изменений в законодательство.

В частности, было предложено дополнить уведомление о внесении транспортного средства в региональный реестр легковых такси обязательным указанием ИНН физического лица. Также обсуждался вопрос о необходимости создания механизма для идентификации налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». В дополнение предложено обеспечить предоставление информации о пролонгации договора, подтверждающего право владения и пользования транспортным средством.

Еще одной проблемой является отсутствие механизма проверки краткосрочного полиса ОСАГО в режиме реального времени, что вызывает трудности как у перевозчиков, так и у исполнительных органов.

Ирина Зарипова напомнила, что в рамках Всероссийской конференции TAXI в Сочи, прошедшей в октябре 2024 года, Общественный Совет по развитию такси предложил разработать Стратегию развития таксомоторной отрасли, которая должна быть частью транспортной стратегии с прогнозом до 2035 года. Основные направления, предложенные для стратегии, включают:

– Повышение безопасности пассажиров и водителей.
– Улучшение качества обслуживания пассажиров.
– Реформа страхования такси и пассажиров.
– Устойчивое экономическое развитие отрасли.
– Улучшение имиджа и престижа водителей такси.
– Развитие цифровизации услуг и цифрового контроля.
– Внедрение беспилотных такси и альтернативных видов перевозок.
– Борьба с нелегальными перевозчиками и повышение зрелости отрасли.

Мы убеждены, что глобальные изменения в ФЗ – 580  должны происходить в рамках стратегии развития таксомоторного рынка. Необходимо очень тщательно взвешивать все «громкие» инициативы, так как введение хаотичных требований к такси может не только запустить делегализацию рынка, но обернуться ростом тарифов на услуги, — подчеркнула Ирина Зарипова. 

Кроме того, участники встречи отметили несоответствие в размере административной ответственности между легальными и нелегальными перевозчиками. В частности, штрафы для легальных перевозчиков значительно выше, чем для нелегальных, против которых может применяться мера в виде конфискации транспортного средства, однако такая практика используется крайне редко. Так, штрафы для авиаперевозчиков и такси за нарушение требований об ОСГОП являются одинаковыми, что в свою очередь создает условия для несправедливости. В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о дифференциации размеров штрафов для различных отраслей. В настоящее время наблюдается перекос в системе наказаний, способствующий росту нелегальных таксомоторных перевозок.

Также было предложено внести изменения в регулирование срока нахождения автомобиля в реестре такси. В настоящее время, если транспортное средство попадает в реестр, срок его исключения из него не определяется, что приводит к накоплению большого количества зарегистрированных автомобилей, которые фактически уже не используются в качестве такси по разным причинам. В этой связи предложено рассмотреть поправку, устанавливающую срок нахождения автомобиля в реестре такси, например, на пять лет.

Спорным оказался вопрос о требовании, согласно которому место регистрации физического лица-перевозчика должно совпадать с регионом осуществления его деятельности. Часть участников поддержала необходимость изменения данного требования для упрощения легализации и увеличения числа легальных перевозчиков. В то же время другая часть высказалась за сохранение данного требования, указывая на риск снижения уровня контроля за деятельностью перевозчиков. Также подчеркивалось, что между регионами могут быть заключены соответствующие соглашения.

По итогам мероприятия будет подготовлен свод предложений, поступивших от участников встречи, касающихся изменений в таксомоторном законодательстве.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии