С 1 сентября 2021 года вступают в силу новые правила организации и проведения технического контроля автомобилей. Порядок утвержден приказом Минтранса от 15.01.2021 № 9 (документ зарегистрирован в Минюсте 27.05.2021 г.).
Предыдущий порядок, регламентированный приказом Минтранса от 08.08.2018 № 296, был отменен в рамках «регуляторной гильотины». В результате вопрос, как нужно проводить предрейсовый или предсменный технический контроль, «повис в воздухе». Старые правила были аннулированы, новые еще не утверждены. Поэтому в первые месяцы 2021 года владельцы транспортных средств придерживались уже не действующих правил:
- обследовали транспортное средство перед выездом с парковки;
- вносили в путевой лист отметку «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием Ф.И.О. контролера, проводившего осмотр, дату и время его проведения.
В соответствии с Приказом, с 1 сентября меняется порядок прохождения предрейсового и предсменного технического контроля автомобилей. Он остается обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования.
Провести контроль автомобиля можно будет в любой промежуток времени, с момента постановки ТС на парковку и окончания рабочей смены водителя до начала нового рейса и смены водителя. Таким образом, контроль должен проводиться до выезда с парковки.
При сменной работе водителей на одном транспортном средстве контроль проводится до начала рейса или смены (рабочего дня) водителя транспортного средства, который первым выезжает с парковки.
При проведении контроля должны быть проверены:
1) исправность:
- тормозной системы (включая манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства);
- рулевого управления;
- стеклоомывателей;
- колес (кроме трамвая);
- шин (кроме трамвая);
- звукового сигнала;
- тахографа (если обязательность его установки предусмотрена законодательством Российской Федерации);
- аппаратуры спутниковой навигации (если обязательность ее установки предусмотрена законодательством Российской Федерации);
- устройства (системы) вызова экстренных оперативных служб (если обязательность его (ее) установки предусмотрена законодательством Российской Федерации);
2) исправность предусмотренных конструкцией транспортного средства:
- замков дверей кузова, пробок топливных баков;
- устройств фиксации подушки и спинки водительского сиденья;
- устройств обогрева и обдува стекол;
- тягово-сцепного устройства, а также страховочных тросов (цепей);
- держателя запасного колеса;
- фиксаторов транспортного положения опор полуприцепов (при наличии);
3) наличие предусмотренных конструкцией транспортного средства:
- индикации на щитке приборов, свидетельствующей о неисправности, влияющей на безопасность дорожного движения (проверяется при работающем двигателе);
- стекол и обзорности с места водителя;
- зеркал заднего вида и их креплений;
- заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков;
- ремней безопасности (если обязательность их установки предусмотрена законодательством Российской Федерации) и (или) подголовников сидений и их работоспособность;
4) работоспособность в установленном режиме:
- стеклоочистителей;
- внешних световых приборов и световозвращателей;
5) герметичность систем, узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработавших газов, а также дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств;
6) укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем;
7) отсутствие внесенных в конструкцию транспортного средства изменений в нарушение установленного порядка, предусмотренного разделом 4 главы V Технического регламента, в части газобаллонного оборудования, кузовов транспортных средств, бортов грузовой платформы (для грузовых транспортных средств), дополнительных сидений, фар ближнего света, противотуманных фар (при наличии) и дневных ходовых огней (при наличии);
По новым правилам, после успешного прохождения ТО, в путевом листе ставится отметка: «Выпуск на линию разрешен», после чего заверяется подписью с указанием Ф.И.О. должностного лица, которое отвечает за техническое состояние и эксплуатацию автомобиля.
Проводить осмотр может работник автопарка либо работник сторонней организации или индивидуальный предприниматель, привлекаемый для проведения контроля. При этом они должны соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым ФЗ “О безопасности дорожного движения”.
Результаты технического контроля транспортных средств записываются в журнал. Его можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. В бумажном журнале страницы нужно пронумеровать и прошнуровать. Записи в электронном журнале заверяются усиленной квалифицированной подписью.