”Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
Александр Николаевич Радищев
Наверное, каждый при упоминании слова таксист нарисует в своей голове некий образ. Образ человека, который кроме кепки и наличия автомобиля с шашечками обладает некоторыми чертами, как внешними, так и внутренними. Но всегда ли этот образ будет положительным, особенно сегодня, при масштабном развитии услуг такси?
Например, в моей голове всплывает образ зрелого мужчины – доброго, честного, искреннего, готового поддержать разговор мудрым словом, а также выручить в любой ситуации, будь то дорожный конфликт или жизненный. Также, как для многих пассажиров водитель может являться еще и психологом, так как иногда проще поделиться своими проблемами с незнакомым человеком.
Конечно, некоторым подобный образ покажется слишком идеализированным, и они будут правы. Просто потому что это описание не существующего человека, а всего лишь персонажа по прозвищу «Батя» из советского фильма «Горожане», рассказывающего о жизни простого таксиста.
Но разве невозможно представить подобного человека в обычной жизни? Разве данный персонаж не может реально существовать? Отчего же имидж таксиста сегодня пал так низко, что многим даже представить подобного водителя будет тяжело? Может быть, не в таксистах дело вовсе, а в нашем к ним с вами отношении?
Возьмем для примера советского водителя такси. От сегодняшних своих коллег их отличало не только наличие кепки, но и особый статус, если не привилегированного, то, как минимум, уважаемого человека, входящего в касту, попасть в которую было крайне затруднительно. Советский таксист был человеком отдельным хотя бы потому что обладал автомобилем, которым похвастаться в то время мог далеко не каждый. Точно также, как и не каждый мог позволить поездку на такси.
Сегодня ситуация кардинально поменялась – такси стало доступней, комфортней и в некоторых регионах заменяет общественный транспорт. Имидж таксиста тоже изменился, но, по странному стечению обстоятельств, далеко не в лучшую сторону. Как же так получилось, что при общем развитии такси, как услуги, недовольства, претензий и негатива в сторону водителей становится только больше?
Когда же в наших глазах он из представителя закрытой касты успел вновь вернуться к образу неопрятного извозчика, который обязан исполнять все прихоти барина?
Конечно, уровень сервиса в различных сферах нашей жизни развивается очень быстро, отсюда и потребности в качественных услугах растут прямо пропорционально. Проблема заключается в том, что зачастую пассажиры забывают об элементарных правилах вежливости, предъявляя водителю такси сверхизбыточные требования и претензии, не задумываясь, что за рулем, в первую очередь, находится человек, а не робот.
А претензии эти, порой, бывают если не смешными, то, как минимум, откровенно притянутыми за уши. Особенно часто приходится слышать, что водители приезжают на заказ с признаками усталости, могут позволить себе остановиться для того, чтобы выпить кофе или покурить во время междугородних переездов. Скажите, разве для нас с вами усталость является уважительной причиной невыхода на работу? Разве мы с вами не можем позволить себе выпить на работе кофе, а кто-то, при желании, покурить? Да, водитель – профессия специфическая, требующая особой концентрации на дороге, но подобные претензии могут запросто улетучиться, если вспомнить, что водитель – тоже человек. И он, как и все мы, может банально уставать.
И зачастую случается так, что из-за сегодняшнего не самого высокого имиджа данной профессии, многие пассажиры, садясь в автомобиль, изначально создают не самый положительный эмоциональный фон, что вполне может привести к неприятной ситуации на дороге. Разве нельзя относиться более вежливо к человеку, от которого, по сути, может зависеть ваше здоровье, а иногда даже жизнь? Тем более, что преследуете вы одну общую цель – доехать в целости и сохранности до нужного именно вам места.
И вопрос этот заключается не в правилах оказания услуги такси, не в клиентоориентированности, а именно нашем с вами воспитании и уважении к другому человеку.
Да, образ водителя, которого я описала в самом начале – персонаж вымышленный. Но точно ли в реальной жизни подобного героя невозможно встретить?
У моей сестры диабет. Однажды, заказав такси до своего дома, она проснулась уже в больнице, т.к. уровень сахара в ее крови резко упал. Очнувшись, она узнала о том, что в больницу ее на руках доставил именно водитель такси, причем нарушив при этом множество правил дорожного движения, чтобы побыстрее привезти ее к врачам. Сотрудник ГИБДД, явившийся за водителем, узнав причину подобной езды, вместо того, чтобы вынести протокол об административном нарушении, пожал ему руку.
Это история из реальной жизни, и рассказала я ее не для того, чтобы образ и имидж таксиста моментально вырос в ваших глазах. Ведь эта история не про водителя и не про таксиста, потому что водитель, в первую очередь, – просто человек.