Верховный суд Великобритании постановил, что к водителям Uber следует относиться как к наемным работникам, а не как к самозанятым. Это решение может означать, что тысячи водителей Uber имеют право на минимальную заработную плату и отпускные по закону. И может привести к тому, что Uber должен будет выплачивать крупные компенсации, и это повлечет за собой более серьезные последствия для гиг-экономики (такси, доставки, курьеры и т.д.).
В длительной судебной тяжбе Uber подал апелляцию в Верховный суд после поражения в трех предыдущих раундах. Стоимость акций Uber упала, когда в пятницу [19 февраля] начались торги в США, поскольку инвесторы пытались понять, какое влияние решение Лондона может оказать на бизнес-модель компании.
Во многих странах до сих пор стоит вопрос о том, следует ли отнести водителей к категории наемных рабочих или самозанятых.
Суд Великобритании учел в своем решении несколько моментов:
- Uber устанавливал тарифы, а это означало, что они диктовали, сколько водители могут зарабатывать;
- Uber установил условия работы, и водители не имели в них права голоса;
- Uber может наказать водителей, если они отклонят слишком много поездок;
- Uber контролирует водителя с помощью звездного рейтинга и имеет возможность прекратить его активность, если после повторных предупреждений ситуация не улучшится.
Рассматривая эти и другие факторы, суд постановил, что водители находятся в подчинении Uber, и единственный способ увеличить свой заработок – это работать больше.
Джейми Хейвуд, региональный генеральный менеджер Uber в Северной и Восточной Европе, сказал: «Мы уважаем решение суда, касающееся небольшого числа водителей, которые использовали приложение Uber в 2016 году. С тех пор мы внесли некоторые существенные изменения в наш бизнес, руководствуясь с водителями на каждом этапе пути. Они включают в себя предоставление еще большего контроля над тем, как они зарабатывают, и предоставление новых мер защиты, таких как бесплатная страховка на случай болезни или травм. Мы стремимся делать больше и теперь будем консультироваться со всеми активными водителями по всей Великобритании, чтобы понять, какие изменения они хотят видеть».
О чем спорил Uber?
Uber давно заявляет, что компания является лишь агрегатором, агентом по бронированию поездок, который нанимает индивидуальных подрядчиков, которые предоставляют транспортный сервис. Не будучи классифицированным как поставщик транспортных услуг, Uber в настоящее время не платит 20% НДС с тарифов.
Верховный суд постановил, что Uber должен считать своих водителей наемными работниками с момента входа в приложение до момента выхода из системы. Это ключевой момент, потому что водители Uber обычно ждут, пока к ним поступит заказ. Ранее в компании заявляли, что если признать водителей наемными сотрудниками, то будет считаться лишь только то время в пути, когда в машине находится пассажир.
«Это беспроигрышный вариант для водителей, пассажиров и городов. Это означает, что у Uber теперь есть правильные экономические стимулы, чтобы не перегружать рынок слишком большим количеством транспортных средств и слишком большим количеством водителей, – сказал Джеймс Фаррар, генеральный секретарь ADCU. – Результатом этого переизбытка стали бедность, загрязнение и заторы».
Почему некоторые водители недовольны Uber?
Г-н Аслам, который утверждает, что Uber вынудил его отказаться от профессии, поскольку он не мог сводить концы с концами, рассматривает возможность снова стать водителем. Но он расстроен тем, что решение было принято так поздно.
«Нам потребовалось шесть лет, чтобы понять, что мы должны были получить в 2015 году. Кто-то где-то в правительстве или регулирующем органе подвел огромное количество водителей, многие из которых находятся в плохом финансовом положении», – сказал он.
Г-н Фаррар отмечает, что из-за снижения тарифов на 80% из-за пандемии многие водители испытывают финансовые трудности и чувствуют себя в ловушке системы Uber.
«Мы видим, что многие из водителей прямо сейчас зарабатывают 30 фунтов стерлингов брутто в день», – сказал он, пояснив, что субсидии для самозанятости, выдаваемые правительством, покрывают только 80% прибыли водителя, чего недостаточно даже для покрытия своих расходы. «Если бы у нас были эти права сегодня, эти водители могли бы хотя бы зарабатывать минимальную заработную плату, чтобы жить».
Стоит ли ожидать рост цен на поездки Uber?
Это еще предстоит увидеть, но потенциально это может произойти. Когда Uber разместил свои акции в США в 2019 году, в документацию для Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), был включен раздел о рисках для бизнеса. В этом разделе компания заявила, что, если бы ей пришлось классифицировать водителей как наемных, она «понесла бы значительные дополнительные расходы» на компенсацию водителям таких вещей, как минимальная заработная плата и сверхурочные.
«Кроме того, любая такая реклассификация потребует от нас фундаментального изменения нашей бизнес-модели и, как следствие, отрицательно скажется на нашем бизнесе и финансовом состоянии».
В чем проблема с НДС?
Uber также написал при подаче документов, что, если Фаррар и Аслам выиграют дело, то HM Revenue & Customs (HMRC) классифицирует компанию как поставщика транспортных услуг, и Uber придется платить НДС с тарифов. Это относится к судебному пересмотру, поданному Джолионом Моэмом QC в 2019 году.
Г-н Моэм, адвокат, специализирующийся на налоговом и трудовом праве, обратился в HMRC с просьбой о судебном пересмотре и требованием HMRC, чтобы Uber уплатил НДС.
«Я попытался предъявить иск Uber по оплате НДС, потому что я думал, что таким образом, даже если HMRC не захочет взимать плату с Uber, я смогу на это повлиять», – сказал он BBC. «Верховный суд фундаментально ответил одновременно на два вопроса: первый – являются ли водители сотрудниками Uber, а другой – должен ли Uber платить НДС в HMRC», – сказал г-н Моэм, который также возглавляет группу кампании The Good Law Project. «Для Uber крайне сложно продолжать сопротивляться уплате НДС и процентам, которые, как я понимаю, превышают 1 млрд. фунтов стерлингов».
HMRC и Uber все еще спорят об ответственности компании по НДС.
Что это значит для гиг-экономики?
Том Викерс – старший преподаватель социологии в Университете Ноттингем Трент и руководитель исследовательской группы Work Futures Research Group, которая изучает трудовые отношения и права, и их изменения со временем. Думает, что решение Верховного суда имеет более широкие последствия для многих других работников гиг-экономики, таких как водители такси, курьеры и водители доставки.
«Для меня главным моментом является то, что постановление фокусируется на контроле, который компании осуществляют над трудом людей – этот контроль также влечет за собой ответственность за их условия и благополучие. Вопрос стал гораздо острее во время пандемии».
Что касается Uber, Рэйчел Мэтисон, старший юрист Bates Wells, которая представляла г-на Фаррара и г-на Аслама, заявила, что решение распространяется на всех 90 000 водителей, которые работали с Uber с 2016 года включительно. «Наша позиция такова, что постановление распространяется на всех водителей Uber в целом», – сказала она.
С этим не согласен доктор Алекс Вуд, научный сотрудник Интернет-института по гиг-экономике Оксфордского университета. Он сказал Би-би-си, что, поскольку в Великобритании нет инспекции труда, эти «правила не соблюдаются, и ответственность за последующие иски и суды возлагается на рабочих». Это означает, что «на самом деле Uber может очень легко проигнорировать это, пока не соберутся новые суды по всем остальным водителям».