Сегодня в Госдуму внесли законопроект, который предполагает установление требования по наличию двустороннего видеорегистратора в автомобилях такси с целью видеосъемки дорожной обстановки и происходящего в салоне. Хотим выразить наше мнение по поводу этой инициативы.
Прежде чем вводить новые требования к таксомоторному рынку, а именно в части оснащения техническими средствами автомобиля такси, необходимо учитывать не только мнение профильных ассоциаций и союзов, но и мнение Министерства транспорта России.
К нам, как к крупнейшей некоммерческой организации, объединяющей большое количество таксопарков в России, запроса о мнении бизнеса на введение обязательности установки видеорегистраторов в такси не поступало. Также мы не уверены, что со стороны депутатского корпуса были консультации с Минтрансом России по этому вопросу.
Сегодня многие водители такси имеют видеорегистраторы, которые ставят самостоятельно и за свой счет. Но в основном такие водители работают в мегаполисах, где более динамичное перемещение пассажиров, а также высокий трафик и событийность на дорогах.
Что касается требований обязательного оснащения видеорегистраторами, то считаем такую норму не своевременной, а также не продуманной, начиная от технических моментов, заканчивая контрольно-надзорной деятельностью. Поэтому отношение к данной инициативе со стороны бизнеса такси и со стороны водителей такси – отрицательное.
Вот несколько аргументов отрицательной позиции по внесенному законопроекту.
Право на конфиденциальность пассажиров
Установка видеорегистраторов может серьезно нарушить право пассажиров на конфиденциальность. Даже если будет в автомобиле такси уведомление о том, что ведется видеосъемка, не каждый пассажир может обратить внимание на это предупреждение, а также водитель может забыть проинформировать о видеосъемке в салоне автомобиля. Видеокамеры способны фиксировать личные разговоры, в том числе по телефону, а также поведение и физическое состояние пассажиров. Впоследствии не исключено, что видеозаписи могут попасть в интернет. Кроме того, многие пассажиры ездят с детьми, лица которых также могут оказаться в сети.
Пассажир заплатит за видеорегистратор
Обязательная установка и обслуживание видеорегистраторов — это дополнительные расходы. Их будут вынуждены нести таксопарки, а также самозанятые водители, которые в настоящее время составляют порядка 40% легального рынка перевозчиков. Введение такой нормы может остановить темпы нарастающей легализации самозанятых водителей такси. В итоге стоимость приобретения и обслуживания видеорегистраторов будет отражаться на тарифе такси. Чем больше обязательных расходов у перевозчика – тем выше тариф.
Ресурсы на поддержание работоспособности
По мнению таксомоторных компаний, оснащение автомобилей такси видеорегистраторами также требует увеличения затрат на ФОТ сотрудников и техническое обслуживание. Видеорегистраторы могут ломаться, требуют замены карт памяти и обновления программного обеспечения. Тезис, что расход на приобретение оборудования можно будет исключить из налогооблагаемой базы, коснется не более 10% рынка легальных перевозчиков, и не будет стимулом к приобретению видеорегистраторов.
Контроль и надзор за оснащением автомобилей такси видеорегистраторами
Написать закон несложно. Но, как показывает практика, необдуманные инициативы не работают в регионах. В тексте не прописаны технические требования к видеорегистраторам, поэтому многие водители такси могут поставить имитацию видеокамеры в салон, чтобы избежать штрафов. В таком случае основная цель закона не будет выполнена. А оснований наказывать у уполномоченных органов в регионе не будет, так как не прописаны требования, и не прописано то, каким образом будут проверять такое оснащение и его работоспособность. Также для принятия таких инициатив к исполнению, мы рекомендовали бы выяснить, насколько продаваемые в России видеорегистраторы имеют отечественное происхождение, особенно в части компонентов микроэлектроники.
В заключении стоит отметить, что видеонаблюдение – это хорошая помощь при разборе конфликтных ситуаций между пассажирами и водителями. Но с учетом текущих реалий таксомоторного рынка, таких как высокая ключевая ставка ЦБ, недоступность кредитных средств, дефицит кадров, высокая страховая нагрузка, – эта мера несвоевременная и необдуманная.
Общественный Совет по развитию такси не поддерживает эту инициативу. Риски негативных последствий от обязательной установки видеонаблюдения в такси как для граждан, так и для бизнеса превышают возможные преимущества.
Фото: freepik c freepik.com