По данным Autonews.ru, этой осенью в 12 регионах России обновят программное обеспечение дорожных камер. С этого момента, они начнут фиксировать езду без включенных фар.
Технология станет доступна сразу в 12 регионах, в том числе в Москве, Крыму, Ульяновске, Красноярске, Омске, Иркутске, Твери, Кабардино-Балкарии, Волгоградской области. Отмечается, что регионы будут сами решать, когда начинать пользоваться новыми возможностями камер.
«Эту функцию мы будем запускать ближе к сентябрю, когда дни станут короче, а ночи длиннее, — объяснил Сергей Ласкин, генеральный директор компании-разработчика. — Обычно мы внедряем новинки в Москве, а затем уже всем остальным регионам предлагаем новую функцию. Как только мы это запустим, возможность фиксации этого состава нарушения моментально появится. Новые комплексы устанавливать не придется, мы просто дообучим нейросеть. Сейчас работы находятся на завершающей стадии».
Согласно ПДД, автомобилисты должны вне зависимости от времени суток ездить с ближним светом. Повышенную опасность представляют водители, которые забывают включать фары в темное время суток.
Согласно ст. 12.20 КоАП «Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки», штраф за езду без ходовых огней и ближнего света составляет 500 рублей. Его можно оплатить со скидкой 50%.
Разработчик отметил, что реализация этой функции на высоком уровне — очень сложная задача. Например, если днем при ярких лучах света едет серебристый автомобиль, то понять, горят у него фары или нет, довольно сложно. Этим занимается нейросеть. Она находит фары и определяет, есть там свечение или нет.
Разработчики также уверяют, что для нейросети не составит проблем разобраться с разными моделями световой оптики от разных автопроизводителей. Работать эта функция сможет и днем, и ночью.
«Фиксация днем — это скорее педагогическая мера. Включение ходовых огней и ближний свет фар в таком случае важны, например, когда человек въезжает в темный тоннель, — привел пример Ласкин. — А вот если водители ездят ночью без работающих фар — это уже проблема. Например, совершая поворот в темное время суток, мы ориентируемся именно на свет фар. И если они не горят, в бок нам может влететь такой товарищ».
В свою очередь эксперты указывают на возможные проблемы с эффективностью работы новой функции. Так отмечается, что у современных автомобилей достаточно произвольные конструкции фар и дневных ходовых огней, например, тонкой полоской. И распознает ли камера эти огни при неблагоприятных условиях, например, контрсвете или засветке — вызывает у экспертов сомнения.
Автоюристы отмечают, что пока не понятно как обжаловать такие штрафы. Для этого нужно изучить первые образцы фиксации. Предполагается, что сомнений в материалах не возникнет, если снимок будет сделан в темное время суток и нарушение очевидно. А вот если светит солнце, и камера смотрит по ходу движения, она может ошибиться.