fbpx Skip to main content

В Общественный Совет по развитию такси не перестают поступать жалобы от представителей таксомоторной отрасли, связанные с проблемами в получении полиса ОСАГО на автомобиль такси, в том числе через систему “Е-Гарант”. Причем бóльшую часть обращений направляют юрлица, которым не удалось купить электронный полис. Что делать таксопаркам? Какие могут быть причины отказа? И есть ли перспектива решения данной проблемы? Разбираемся в вопросе с юристом Совета Маратом Аджимамбетовым. 

В чем суть работы системы Е-Гарант? 

— Изначально программа, разработанная РСА, была направлена на упрощение процедуры получения полиса ОСАГО для автовладельцев. Если, например, водитель столкнулся с какими-то проблемами или даже нежеланием страховщика в очном формате оформлять полис ОСАГО, то владелец ТС вправе выбрать любую страховую компанию через “Е-Гарант” и оформить страхование онлайн. Но, как показывает практика, юридические лица часто сталкиваются и с проблемами в получении электронного полиса ОСАГО.

А для бизнеса такси — это, можно сказать, вовсе невыполнимая задача. К нам постоянно поступают жалобы от юрлиц о невозможности оформления полиса с помощью системы “Е-Гарант”. Это порядка 90% всех поступающих жалоб по “Е-Гаранту” от организаций.

Почему страховщики отказывают представителям такси даже онлайн? 

— Страховые компании относят таксомоторный бизнес к убыточному сегменту страхования, ссылаясь на высокую аварийность. Однако в статистике ГИБДД мы видим совершенно другие данные. Например, за первое полугодие 2021 года показатель аварийности из-за нарушения ПДД водителями легкового такси не вырос. А в 2020 году количество аварий с участием таксомоторных транспортных средств во многих федеральных округах России существенно снизилось. Поэтому, тут нет понимания, на каких цифрах основывается та самая убыточность сегмента с точки зрения страховщиков.

Есть ограничения по заключению договора, если сумма страховой премии превышает 15 000 руб. А также “техническая” проблема — как только при оформлении полиса в “Е-Гаранте” юрлицо ставит отметку “такси”, сайт сразу же зависает и не дает завершить покупку.

Вся проблема “Е-Гаранта” в том, что система не всегда может проверить правильность введенных данных юридического лица. В страховых это знают и ограничивают возможность заключения договора онлайн для юрлиц. Проблема до сих пор не решена. Кроме того, лазейкой пользуются мошенники, — указывают неправильные данные, чтобы снизить стоимость услуги, и продают полис по максимальной цене. В таком случае автовладелец рискует вовсе не получить положенных выплат. К сожалению, проблем по е-ОСАГО меньше не становится. И Центробанк в январе привел соответствующую статистику: за девять месяцев 2021-го число жалоб на трудности с оформлением е-ОСАГО осталось таким же.

А если не ставить отметку “такси”? Это ускорит процедуру?

— Процедуру, конечно же ускорит. Но, это не выход. Если владелец транспортного средства намеренно скроет, что транспортное средство используется в качестве такси, то при ДТП данный факт в любом случае выяснится. Потерпевшей в ДТП стороне страховая компания выплатит страховую премию за ущерб, а компании такси страховщик выставит регрессное требование, согласно закону об ОСАГО №40-ФЗ от 25.04.2002 г. То есть потребует возместить затраты, связанные с  выплатами  потерпевшей стороне. Разберем второй сценарий, если водитель такси не виновен в ДТП, но отметки “такси” в его полисе ОСАГО нет. В таком случае велика вероятность, что страховая компания после выплаты просто аннулирует полис ОСАГО.

Есть ли перспективы решения проблемы с получением ОСАГО, особенно для представителей таксопарков?

— Положительной динамики в данном вопросе пока нет. На протяжении нескольких лет проблема страхования такси стоит достаточно остро. Касается это не только сложностей получения полиса, но и ценовой политики — в среднем полис ОСАГО на автомобиль такси обходится в 50 тысяч рублей. А после расширения ЦБ границ тарифного коридора по ОСАГО, еще большее количество таксомоторных компаний может уйти в серую зону — для них страховка станет не по карману

Но, если возвращаться к “техническим” вопросам, то сами разработчики “Е-Гаранта” признают необходимость доработки системы. В РСА сейчас делают ставку на перестраховочный пул, который должен прийти на смену существующему механизму, и, по их мнению, не будет иметь таких ограничений.

Новый законопроект предусматривает, что все страховщики, занимающиеся ОСАГО, будут собраны в единый перестраховочный пул. Предполагается, что равномерное распределение убытков от данного вида страхования между всеми компаниями, входящими в перестраховочный пул, сделает страхование такси более доступным.

Как действовать тем таксопаркам, что столкнулись с проблемой получения полиса через “Е-Гарант”?

Советов несколько:

  1. Не оставляйте оформление полиса ОСАГО на последний момент. Минимум за 1,5-2 месяца до окончания действия полиса направляйте заявление в страховые компании о желании заключить договор. Если в течение 30 дней Вам не предоставят ответ, то обращайтесь в Общественный Совет по развитию такси.
  2. Если не удается оформить электронный полис через “Е-Гарант”, обратитесь в страховую компанию лично.
  3. Если страховая компания отказала, то направляйте жалобу в ЦБ и РСА с приложением доказательств в любом формате (видео, скрины, фото и пр.).
  4. Также любые ваши жалобы по ОСАГО направляйте в Общественный Совет по развитию такси. Для коллективного решения этой непростой задачи мы создали рабочую группу представителей таксомоторного бизнеса по вопросам получения ОСАГО. Совместно мы обсуждаем и ищем пути решения проблем, с которыми сталкиваются перевозчики при страховании автомобилей.
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии