В каких случая физлицу не нужно обращаться к финансовому уполномоченному? Можно ли вернуть деньги, если страховщик выплатил компании сумму, не покрывающую стоимость ремонта машины? Как выглядит порядок досудебного урегулирования между страховой и юрлицом? В этих и других тонкостях закона помог разобраться юрист Общественного Совета по развитию такси Марат Аджимамбетов.
Чем отличается досудебное урегулирования спора со страховой компанией для юридических и физических лиц?
— Физлицу в первую очередь необходимо обратиться в страховую компанию с претензией, а после получения или неполучения ответа от страховой компании обратиться с заявлением к финансовому уполномоченному. Если же потерпевшая сторона является юрлицом, то направляет соответствующую претензию только страховщику. Требование должно быть рассмотрено в течение десяти календарных дней со дня поступления. Данный порядок прописан в первом пункте статьи 16.1 Федерального закона “Об ОСАГО”.
Если страховая компания выплатила сумму, которая даже не покрыла ремонт автомобиля, есть ли возможность получить полную стоимость?
— Конечно. Ну, во-первых, никто из страховщиков по собственной инициативе не захочет лишиться прибыли. Часто страховые компании идут на различные уловки, чтобы в результате остаться в плюсе, снизив выплаты по страховке. Если есть основания полагать, что вам не доплатили, нужно, как я уже говорил ранее, направлять страховщику претензию. Очень важно знать, что претензия в двух экземплярах должна содержать информацию о заявителе и страховой компании, все данные по делу с полным описанием картины действия, а также банковский счет, на который в дальнейшем будет осуществлена выплата. Претензия направляется в адрес страховой компании заказным письмом.
А если со стороны страховой компании не будет “встречного движения” в вопросе урегулирования конфликта?
— Вы можете смело идти в суд. Если страховщик откажется от требований, которые вы указали в досудебной претензии, или просто проигнорирует обращение, в дальнейшем он рискует получить штраф в размере 50% от общей суммы, указанной в судебном иске.
Но, в судебной практике известны случаи, когда физлица тоже обращались с прямой претензией только в страховые компании. В каких ситуациях это возможно?
— Действительно, такая судебная практика существует. Но это скорее исключение, нежели правило. Взять к примеру одно из последних разъяснений Верховного суда РФ по данной теме. Подробно об этом можно прочитать на юридическом портале pravo.ru. Так вот, Верховный суд РФ как раз разъяснил правильный порядок досудебного урегулирования в ситуации, когда юрлицо захотело оспорить уплату недостаточной суммы страховой выплаты. ООО сначало ошибочно обратилось к финансовому уполномоченному, а потом и вовсе уступило требования физическому лицу, которое в свою очередь направило претензию страховщику с требованием выплатить возмещение.
После судебных разбирательств районный суд вернул иск физлицу без рассмотрения по существу, так как истец не прибегнул к обязательному досудебному урегулированию спора с участием финансового уполномоченного, как диктует физлицу в данном случае закон. Кассационный суд общей юрисдикции согласился с этими выводами.
Тем не менее Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ отметила, что правоотношения по страховому возмещению изначально возникли между страховой компанией и ООО (юрлицом), а значит обязательный досудебный порядок урегулирования спора не распространяется и на физлицо, которому компания уступила долг. Верховный суд РФ отправил дело обратно в апелляцию, отменив решения нижестоящих инстанций.
Это – тот самый исключительный случай, когда по факту физическому лицу не нужно обращаться к финансовому уполномоченному, а достаточно сразу направить претензию страховщику.