Наверняка многие слышали или знают, что существует вид коммерческих перевозок легковыми автомобилями очень похожий на такси, однако не попадающий под действие ФЗ № 69 “О такси”. Это — перевозки “по заказу”. Давайте разберемся, в чем их отличие от традиционного такси.
Понятия
Федеральный закон N 259 от 08.11.2007 г. классифицирует перевозки пассажиров и багажа следующим образом:
— регулярные перевозки пассажиров и багажа, т.е. маршрутными автобусами;
— перевозки пассажиров и багажа по заказам, о них мы говорим.
— перевозки пассажиров и багажа легковыми такси.
Разрешение или лицензия
Для осуществления перевозок по заказу не нужно получать разрешение или лицензию. Обязанность по уведомлению Ространснадзора о начале предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров по заказу отменили в 2018 году.
Страхование
На транспортное средство, используемое для перевозок по заказу, нужно получить две страховки: ОСАГО и ОСГОП. В сумме оба полиса обойдутся дешевле, чем покупка ОСАГО для такси, и получить их будет проще. Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика регламентируется ФЗ N 67 от 14.06.2012 г. Страхователем в данном случае является перевозчик, он может и не быть собственником транспортного средства.
Требования к водителям
Требование к стажу законодательно не установлено. Водительское удостоверение должно быть российского образца. Данное требование не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального (республики Беларусь и Казахстан) — п. 13 ст. 25 ФЗ N 196 от 10.12.1995 г.
Выпуск на линию
Водитель автомобиля, используемого для перевозок по заказу, перед выездом на линию обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр и провести предрейсовый технический контроль автомобиля. А также ему предписан и послерейсовый медицинский осмотр — п. 3 ст. 23 ФЗ N 196 от 10.12.1995 г.
Путевой лист
В путевом листе в этом году появилась новая строка “Вид перевозки”. В нашем случае указываем — “перевозка пассажиров и багажа по заказу”. Данный пункт будет свидетельствовать в вашу пользу, если проверяющий сотрудник на дороге решит приравнять вас к такси.
Цвет автомобиля
Требований к цвету автомобиля или установке плафона законодательством не установлено.
Договор с пассажиром
Между перевозчиком (фрахтовщиком) и пассажиром (фрахтователем) Федеральный Закон № 259 от 08.11.2007 г. предписывает заключить договор фрахтования в письменном виде или заказ-наряд. Документ необходимо иметь с собой водителю и пассажиру во время поездки для предъявления по требованию должностных лиц. Здесь стоит отметить, что заключить соглашение можно и в электронном виде, на это дала право поправка в ст. 160 ГК, вступившая в силу 01.10.2019 г.
Выделенные полосы
Автомобили, используемые для перевозок по заказу, не имеют права передвигаться по выделенным полосам движения на дорогах и не имеют права на парковку в зоне для такси.
Ответственность в случае ДТП
Ответственность в случае ДТП лежит на перевозчике (фрахтовщике) и на водителе:
— перевозчик (фрахтовщик), указанный в договоре фрахтования, несет административную и гражданско-правовую ответственность в рамках суммы ОСГОП;
— водитель несет уголовную ответственность, в случае причинения вреда здоровью пассажиров, и административную ответственность, в случае нарушения безопасности дорожного движения.
Страховые суммы, в соответствии с ОСГОП, составляют:
- не менее 2 025 000 рублей – за причинение вреда жизни.
- не менее 2 000 000 рублей – за причинение вреда здоровью;
- не менее 23 000 рублей – за причинение вреда имуществу.
Фото: Екатерина Кузьмина / RBC / TASS