Сегодня в Комитете Государственной Думы по финансовому рынку прошло совещание по вопросу введения дополнительного страхования для такси. На повестке – поправки в рассматриваемый закон о дополнительном страховании в такси. В совещании принял участие Общественный Совет по развитию такси.
На сегодняшний день перевозчик на каждый автомобиль должен оформить полис ОСАГО с отметкой “такси”. По данным Общественного Совета по развитию такси, из 400 тысяч автомобилей, задействованных в легальных перевозках, соответствующий полис имеют около половины – 201 тысяча. Это связано с проблемой, которую не удается решить вот уже более пяти лет – страховщики отказывают в продаже полиса на автомобили такси несмотря на то, что его стоимость в десять раз выше обычной страховки на легковой автомобиль.
В России каждое второе разрешение аннулируется перевозчиком по причине невозможности оформления специального полиса ОСАГО. Однако эту проблему органы власти, ведомства и страховое сообщество не только продолжают игнорировать, но и вводят еще одно дополнительное страхование. Дублирующее страховку пассажиров, которую уже применяют многие службы заказа такси. Вопрос стоит только в сроках вступления в силу нового требования.
— Мы с вами рассматривали на прошлом заседании законопроект. Помним, что Минтранс попросил на 2 года перенести срок введения этого закона, чтобы подготовились таксисты. Мы предложили комиссии перенести этот вопрос на 2 месяца, то есть на один год и два месяца, то есть до 1 сентября 2024 года, – сказал председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Владимир Луговенко, заместитель Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России на совещании настаивал на переносе сроков вступления на более позднее время:
— Мы будем настаивать на позиции 1 сентября 2025 года. Эту позицию у нас подтвердил министр. <…> У нас само по себе страхование пассажира сейчас заложено в ОСАГО, то есть пассажиры у нас так или иначе застрахованы. Пусть не на тех условиях, которые дает ОСГОП, но тем не менее это есть. Поэтому мы попросили бы все-таки с 1 сентября 2025 года. Мы не можем от этой позиции отойти.
Представитель Минтранса России подчеркнул, что перевозчик должен сначала адаптироваться под новые законодательные нормы, которые вступят с 1 сентября текущего года: “У нас не должно быть бунта в этой части, они должны адаптироваться к новым условиям, к новому закону”. Перевозчик должен спокойно войти, для этого нужно 2 года.
По мнению Общественного Совета по развитию такси, введение дополнительной нагрузки на бизнес в существующих реалиях приведет к резкому росту стоимости поездок, существенному оттоку перевозчиков в теневой сектор. Все усилия, прилагаемые для обеления рынка с помощью нового отраслевого законодательства, будут безуспешны. Мы получим массу нелегальных и озлобленных перевозчиков, которым не дают возможности работать легально, навязывая требования в дополнение к нерешенным проблемам с ОСАГО. Также мы считаем, что в данном случае есть лобби страховых компаний. Потому что, несмотря на доводы и аргументы крупнейших общественных организаций и не только в таксомоторной сфере, а также в сфере пассажирских объединений, мнение экспертов не было принято.
Марат Аджимамбетов, юрист Общественного Совета по развитию такси сообщил участникам встречи, что бизнес в таксомоторной отрасли против этого нововведения:
— На прошедшей на прошлой неделе конференции в Екатеринбурге около 700 участников, представителей бизнеса такси со всей России, выступили категорически против введения ОСГОП. Потому что у нас не решена проблема по ОСАГО.
Однако позиция Минтранса России и отраслевого сообщества не была принята Комитетом к рассмотрению. Планируется, что завтра проект закона будет рассмотрен Государственной Думой во втором чтении, с поправкой о вступлении нормы с 1 сентября 2024 года.
Ранее Общественный Совет по развитию такси обратился к Президенту России и в Правительство с просьбой остановить прессинг рынка легковых такси со стороны страховых компаний.