Состоялось первое заседание комитета Общественного Совета по развитию такси по страховым вопросам.
6 мая Общественный Совет по развитию такси провел первое заседание комитета по страховым вопросам. Напомним, комитет был создан для решения проблем автострахования такси, в него вошли представители таксомоторного бизнеса из 11 регионов России.
Открывая заседание, председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова рассказала о проделанной за последние три года работе в части урегулирования вопросов страхования перевозчиков. Она отметила, что на большинство запросов, которые общественники направляют в Центробанк и РСА, приходят стандартные отписки без конкретных предложений и решения существующих проблем с ОСАГО для такси.
«Последние несколько лет подряд на всех наших крупных мероприятиях присутствуют представители Российского Союза Автостраховщиков, которые рассказывают о том, что они не видят проблему на рынке такси, так как получают очень мало жалоб со стороны перевозчиков. И рекомендуют чаще жаловаться, либо к ним на почту, либо в Банк России», – сказала Ирина Зарипова.
Минусы введения ОСГОП для такси
Еще одной проблемой, которую обсудили на комитете и с которой в скором времени столкнется бизнес такси, — это страхование ОСГОП для перевозчиков. Решение о его введении было принято в прошлом году буквально за несколько дней без какого-либо обсуждения с отраслевиками. Сейчас это вызывает огромные опасения у таксомоторного сообщества. В частности, перевозчики полагают, что будут получать отказы в выдаче этих полисов, а цена страховки станет рассчитываться по верхней планке. Есть также вероятность возникновения мошеннических схем со стороны пассажиров, которые получат право на возмещение материальных убытков до 23 тыс. рублей.
Еще одной проблемой, которой предстоит найти решение комитету, является отсутствие страховых выплат водителю такси в случаях ДТП, в которых водитель такси не виноват. Ведь он не имеет права на выплату по полису ОСГОП, которая составляет до 2 млн рублей и выплачивается только пассажирам. Единственное, на что он может претендовать, это выплата по ОСАГО, максимально это не более 500 тыс. рублей. Кроме того, введение страхования ОСГОП станет причиной отмены добровольного страхования со стороны служб заказа такси. Сейчас крупные агрегаторы покрывают риски как для пассажиров, так и для водителей на равнозначную для всех сумму в 2,2 млн рублей.
Телематика сделает рынок страхования такси более справедливым
На заседании комитета были обозначены другие слабые места автострахования перевозчиков. Это навязывание дополнительных услуг от страховых агентов и брокеров к полису ОСАГО такси, отсутствие объективной статистики со стороны страховых компаний об аварийности автомобилей такси.
Одним из способов снижения цены страховки было названо применение данных телематики при расчете стоимости полиса для такси. Для этого нужно установить в автомобилях перевозчиков специальное оборудование, которое будет фиксировать качество вождения. И на основе баллов при следующем страховании стоимость полиса ОСАГО может быть понижена. По мнению участников совещания, применение страховой телематики позволит сделать рынок страхования автомобилей такси более прозрачным и справедливым.
Представитель Общественного Совета по развитию такси в республике Марий Эл Владимир Коротков рассказал о личном опыте применения страховой телематики. По его словам, благодаря ее использованию, удалось по факту снизить стоимость полиса ОСАГО для такси с 36 тыс. до 31 тыс. рублей.
Ирина Зарипова проинформировала, что комитет по страховым вопросам планирует внести поправки в закон об ОСАГО: добавить нормы о том, что расчет полиса страхования автомобиля такси может производиться на основе данных страховой телематики, если перевозчик ее использует. Еще одной важной на сегодня задачей она назвала работу над переносом сроков вступления в силу требований об ОСГОП для такси.
Опыт регионов в вопросе автострахования перевозчиков
Об опыте страхования поездок службами заказа такси в Удмуртии рассказал представитель Общественного Совета в этом регионе Денис Поддубский. Он отметил, что страховое покрытие у них равнозначно и для водителей, и для пассажиров. Выплаты составляют до 2,2 млн рублей. Причем стоимость страхования обходится службе в 30 копеек за одну поездку. Поэтому надо бы задуматься об объективности тех страховых правил, которые существуют на рынке сейчас и применяются к такси.
Представитель Общественного Совета из Воронежа Станислав Садчиков отметил, что также ведет активную деятельность по решению проблем с ОСАГО у себя в регионе. С начала года по его инициативе было проведено два крупных совещания в региональном представительстве Центрального Банка России и в Торгово-промышленной палате, где представители власти, ведомств и бизнеса такси, а также страховых компаний, обсуждали проблемы страхования. В том числе опыт использования телематического оборудования. По результатам данных встреч представители ЦБ РФ и страховщики заинтересовались установкой телематического оборудования. Пообещали рассмотреть инициативу и принять соответствующее решение. Однако ответа до сих пор не последовало.
Представитель из Санкт-Петербурга Сергей Мальцев рассказал об опыте страхования автомобилей бизнес-класса по полису ОСГОП: стоимость страхования автомобилей по ОСГОП находится в пределах 4300 рублей. Но за последние пять лет страхования не было зафиксировано ни одного обращения от пассажиров за выплатами.
Участники дискуссии отдельно подчеркнули, что на сегодняшний день, к сожалению, региональные исполнительные органы не ведут работу по предоставлению информации перевозчикам о том, что с сентября необходимо будет оформлять новую для отрасли страховку ОСГОП. Это в итоге может привести к проблемам в сентябре.
По итогу совещания его участники акцентировали внимание на том, что хоть сейчас ситуация с выдачей страховых полисов для такси немного наладилась, но проблема остается. И она существенно влияет на легализацию отрасли. В ближайшее время комитет соберет статистику по проблеме страхования в регионах и разработает соответствующие предложения по их решению, которые будут направлены в органы власти.