Журналисты интернет-издания 59.ru поговорили с председателем Общественного Совета по развитию такси в регионах России Ириной Зариповой о ситуации на рынке такси в Перми.
Как проверяют такси и водителей
Есть общие для всех таксистов правила работы: обязательный контроль машины перед выходом на линию и предрейсовый медосмотр водителей. Если игнорировать эти требования, могут отозвать разрешение на такси. Забрать разрешение на работу также могут, если водительский стаж таксиста меньше трех лет или он попал в тяжелое ДТП — со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.
В России нормы транспортного права выстроены так, что при неукоснительном их соблюдении поездка в такси будет безопасной, — комментирует 59.RU председатель Общественного Совета по развитию такси в регионах РФ Ирина Зарипова. — Все процедуры контроля водителя и его здоровья, технического состояния автомобиля вымерены и продуманы. К сожалению, большинство процессов предрейсового осмотра автомобиля требуют автоматизации, а некоторые уже устарели. Например, ежедневно при осмотре такси требуют проверять давление в шинах. Но у современных автомобилей есть датчики давления в шинах, поэтому нет необходимости в ежедневных проверках. Врач при медосмотре водителя должен вести большое количество документов с фиксацией данных, а можно это делать с помощью цифровых платформ.
Почему и как часто такси попадают в аварии
Обязать всех владельцев таксопарков тщательно проверять каждого водителя невозможно: в законе такая норма не прописана. Так что те, кто берет всех подряд, законодательство не нарушают.
Законодательство не требует проверять водителей такси, — рассказывает Ирина Зарипова. — Многие таксопарки сами проверяют водителей через открытые источники данных: базы судебных приставов или административных штрафов ГИБДД. На основе данной информации уже делают выводы о водителе: насколько он ответственен и надежен. Раньше водителей такси проверяли через информационный центр МВД, пользуясь знакомствами и связями, но данный способ не является законным. Сейчас со стороны МВД идет хороший контроль за подобными нарушениями, чтобы исключить возможность получения информации незаконным путем.
В декабре прошлого года Аналитический центр при Правительстве РФ опубликовал исследование по безопасности в отрасли такси. По инициативе Общественного Совета по развитию такси в регионах специалисты центра проанализировали количество аварий с участием такси.
Приволжский федеральный округ, куда входит Пермский край, находится на четвертом месте по числу ДТП с участием такси, — говорит Зарипова. — Большинство ДТП с такси происходит в Центральном федеральном округе (47% от общего числа всех ДТП с участием такси по стране). Самый низкий процент аварий с такси — в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.
Данные статистики подтверждают, что число ДТП с участием такси в стране за последние годы выросло. Но есть важное уточнение: такси и ездят больше, чем другие среднестатистические авто. По данным за 2014 год (более свежих нет), средний годовой пробег личных автомобилей составляет 16 тысяч километров, а такси — 80 тысяч.
Чего ждать в ближайшем будущем
А вот глобальных изменений в законодательстве, касающихся именно безопасности пассажирских перевозок в такси, пока не предвидится.
К сожалению, ситуация на рынке такси сложилась таким образом, что вопрос стоит не о введении дополнительных мер безопасности, а о контроле за текущими требованиями, которые большинство таксопарков не соблюдают либо соблюдают формально, — прокомментировала 59.RU Ирина Зарипова. — В таксомоторной сфере отсутствует институт контроля, который смог бы сделать наказание за отсутствие мер безопасного выпуска автомобиля такси неотвратимым. Госдума в первом чтении приняла закон «О такси», но его задача — определить правовой статус служб заказа такси, а нормы безопасности прописаны в других нормативно-правовых актах.