Эксперты предлагают ввести для перевозчиков гибридное автострахование.
В Центре стратегических разработок (ЦСР) прошло заседание круглого стола, на котором обсудили проблемы страхования ответственности водителей такси. В работе круглого стола приняли участие представители бизнеса такси, Минтранса РФ, Центробанка, Общественного Совета по развитию такси.
Эксперты ЦСР презентовали результаты собственного обширного исследования ОСАГО для такси. В частности, было отмечено, что при сохранении существующих барьеров при выдаче полисов высока вероятность того, что до 30% водителей уйдут из такси. Совокупное падение их доходов составит 195,9 миллиарда рублей. На 65,4 миллиарда рублей снизятся доходы физических и юридических лиц, сдающих автомобили в аренду.
Уменьшится заработок и других участников бизнеса такси. По данным ЦСР, это приведет к снижению налоговых поступлений в бюджет на 39,2 миллиарда рублей и к росту уровня безработицы на 0,3 п.п. Экономическая нестабильность затронет не только самих перевозчиков, но также и членов их семей. Кроме того, отток водителей из таксомоторных перевозок приведет к росту цен на услуги такси на 30%.
Основными проблемами «автогражданки» для такси являются высокая стоимость полисов и недоступность их получения. Поэтому эксперты считают, что нужно выработать принципиально новые решения для обязательного автострахования перевозчиков, работающих через цифровые платформы. Одно из них – это гибридное страхование, при котором у водителя будет одновременно две страховки: обычная и для работы в такси. Такой вид страхования удобен тем, что при использовании автомобиля для личных нужд действует обычное ОСАГО, приобретенное по более низкой цене. А когда водитель выходит на линию для работы, страховые выплаты вырастают до уровня «автогражданки» для такси. Такой опыт уже существует в ряде стран, таких как США, Канада, Индия, Малайзия, ЮАР.
«Запрос на гибридное страхование обусловлен преимущественно платформенным характером работы таксистов, в которой распространена частичная или временная занятость. Согласно исследованию ЦСР, 92% опрошенных водителей при оказании услуг такси использует цифровые платформы. При этом 43% водителей отмечают, что оказание услуг такси не является для них единственным источником дохода. Это отражается и на целях использования автомобиля: 71% водителей параллельно используют автомобиль и для работы в такси, и в личных целях. Для таких водителей экономически нецелесообразно приобретать годовой полис ОСАГО для такси по повышенным тарифам», – подчеркнули в Центре стратегических разработок.
В Министерстве транспорта РФ инициативу гибридного страхования такси поддержали.