Организаторами мероприятия выступили Объединенная Лизинговая Ассоциация и Общественный совет по развитию такси. В совещании принимали участие представители Российского Союза Автостраховщиков, страховых, лизинговых и таксомоторных компаний.
В ходе обсуждения поднимались вопросы о проблемах получения страховых полисов ОСАГО для такси, о показателях убыточности в сегменте страхования такси, и предлагались методы решения проблем.
Рынок такси — это очень быстро растущий сектор экономики. В перспективе 2025 года темпы его роста оцениваются лизинговыми аналитиками на уровне более 20% к началу года. Действующий парк такси, по данным лизинговых аналитиков, составляет порядка 400 000 единиц, из них — 70% профинансировано лизинговыми компаниями. Сегмент емкий, и интересен для развития сотрудничества, получения рентабельного бизнеса как страховым, так и лизинговым компаниям. — Отметила в своем выступлении Татьяна Лещинская, руководитель Страхового комитета Объединенной лизинговой ассоциации.
За столь быстрым ростом сегмента такси, в страховой отрасли не успевают развиваться качественные параметры. Низкие входные барьеры в профессию таксиста, формируют определенные риски, связанные с тем, что водители таксопарков не отвечают профессиональным стандартам: плохо знают город, т.к. приезжие, работают по 12-15 часов в сутки. Безусловно, утомляемость сказывается на качестве вождения, и, как следствие, — высокая аварийность по сравнению с другими категориями транспортных средств. — Продолжает Татьяна Лещинская. — Поэтому те сложности, которые возникают у таксопарков при страховании автомобилей — это следствие проблем внутри отрасли такси. В экономике сейчас немного сегментов, которые растут с такими темпами, как такси, развиваются и выполняют социально значимую функцию. Последние 3 года рынок страхования эволюционирует. Страховщики и лизинговые компании формируют и предлагают комплексные страховые решения для такси. Но ситуация в отрасли страхования по-прежнему остается сложной.
Проблема страхования такси обсуждается на протяжении 5 лет на каждом профильном мероприятии.
По словам Ирины Зариповой, председателя Общественного Совета по развитию такси, исследование Научного центра безопасности дорожного движения показывает, что общая динамика ДТП на дорогах страны на протяжении последних лет падает, однако замечен и прогрессирующий рост показателей аварийности с участием легковых такси. Стоит отметить, что в некоторых регионах страны среди легальных компаний не зафиксировано ни одного ДТП за 2019 год, например республика Алтай, Карелия, Ингушетия, Северная Осетия и другие.
Сталкиваешься с парадоксом – страховые компании отказывают легальным такси в ОСАГО, т.к. им [страховым] это не выгодно, а с другой стороны – есть нелегальные перевозчики, которые получают полис за несколько тысяч рублей, принося страховщикам убытки в виде страховых выплат. Так почему же не страховать всех таксистов, чтобы обеспечить повышение доходности? – Марценюк Сергей, заместитель председателя Общественного Совета по развитию такси.
Порватов Михаил, советник Президента Российского Союза Автостраховщиков, в своем выступлении признал, что у страховщиков есть проблемы со страхованием такси и перед РСА эти вопросы были обозначены еще 3 года назад. По его словам, в соответствии с законодательством страховая компания — это коммерческая организация и ее целью является получение прибыли. Поэтому страховщик от страхования такси должен получать прибыль.
РСА было проведено исследование, которое показало, что автомобили такси менее убыточны, чем обычные автомобили в пересчете на единицу пробега. Но проблема в том, что если у обычного автомобиля годовой пробег порядка 20 000 км, то у такси – 120 000 км. Разница в 6 раз — риски у такси выше.
Это проблема и мы уже давно говорим о необходимости либерализации тарифов ОСАГО. — Продолжает эксперт. — Центральный банк постепенно следует этому пути, расширяя коридор тарифов, но для ряда сегментов, в т.ч. и такси этого недостаточно.
Еще один важный для отрасли такси вопрос, затронул представитель РСА:
— Проблемы, которые существуют на рынке, измеряются количеством жалоб, однако РСА не фиксирует их рост. Если нет жалоб, следовательно, нет и проблем.
Михаил Порватов посоветовал, чаще обращаться в РСА с жалобами на неправомерные отказы страховщиков:
“Но обращения не должны быть бездоказательными: используйте аудио или видеосъемку, если вам не предоставляют отказ на бумаге. Чем больше будет жалоб, тем быстрее будут приняты меры”.
Со своей стороны на заявление Михаила представители таксомоторного бизнеса отреагировали, что писать бездоказательные жалобы не имеет смысла, так как официальных отказов в страховании автомобилей такси по ОСАГО нет, но при этом страховые компании затягивают процесс заключения договора по ОСАГО. Например, не принимают письма, либо не выставляют счет на оплату, или же ссылаются на нехватку сотрудников.
“За 2019 год было застраховано по ОСАГО для такси всего 105 000 автомобилей” — Светлана Гусар, вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС)
Общая тенденция страхования автомобилей такси по ОСАГО складывается таким образом, что с одной стороны легальный сегмент таксомоторного рынка не имеет возможности получать полисы оперативно, так как зачастую сталкивается с созданными барьерами со стороны страховщиков, а страховые компании не заинтересованы в наращивании объемов страхования автомобилей такси, так как считает данный вид страхования убыточным. Однако большинство предпринимателей, которые оказывают услугу такси в нелегальном поле, получают полис ОСАГО, но при этом платят гораздо меньше, так как приобретают полис “не для использования в качестве такси”.
Выходом из текущей ситуации, Светлана Гусар считает создание процедуры заключения договора страхования автомобиля с автоматической проверкой наличия разрешения на деятельность такси. Это существенно упростит работу по страхованию, но вопрос осложняется созданием единого федерального реестра разрешений.
Наталья Гинзбург, представитель компании Европлан, рассказала о лизинговом продукте, который отвечает необходимым стандартам:
“Сейчас уже существует лизинговый продукт, который не убыточен ни для лизинговых компаний, ни для страховых. В рамках договора лизинга, обязанность по оформлению страхования такси берет на себя лизинговая компания и проблем с отказами со стороны страховых компаний не возникает”.
Страховой дом ВСК, Кудрявцева Татьяна:
По нашим статистическим данным, средняя частота выплат по ОСАГО составляет 5% среди легковых автомобилей, а по ОСАГО для такси – 45% и немного прирастает. Если количество ДТП с участием такси не начнет снижаться, стоимость полисов продолжится расти.
Одним из предложений, прозвучала идея автоматизированных сверок на наличие полиса ОСАГО между сервисами по вызову такси и РСА. Данная мера позволила бы выявлять работающие автомобили не только без соответствующих разрешений на осуществление деятельности такси, но и тех, кто приобрел полис ОСАГО “не для такси”. Как следствие, за счет равномерного распределения финансовой нагрузки на весь рынок, убыточность в такси могла бы снизиться.
В ближайшее время организаторами мероприятия будут сформированы итоги совещания, а также проработан план действий по урегулированию недоступности полисов ОСАГО для таксомоторного рынка.
“Мы не хотим вести “войну” со страховым рынком и писать жалобы в Центральный банк, нам необходимо найти компромисс, который будет выгоден всем сторонам. И я уверена, мы найдем решение.” – подытожила председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова.