18 июля в пресс-центре информационного агентства«Национальная Служба Новостей» прошла пресс-конференция, на которой обсудили качество и безопасность таксомоторных перевозок.
Директор по политическому анализу Института социального маркетинга (ИНСОМАР) Виктор Потуремский озвучил итоги, проведенного их организацией исследования на тему: «Восприятие изменений в сфере такси среди пользователей и водителей». В обширном исследовании представлено восприятие сферы перевозок как пассажирами, так и водителями такси.
В частности, большинство респондентов отмечают, что жизнь современного города без такси невозможна. При этом у всех участников перевозок имеются свои претензии к отрасли. У пассажиров неудовлетворение вызывает дороговизна услуг, а у водителей – невозможность нормально работать.
«Для пассажиров высокую чувствительность имеет вопрос стоимости услуги. Наиболее уязвимые категории населения – семьи с детьми, пожилые люди, проживающие в частном секторе – часто получают услугу по повышенным тарифам, что кажется несправедливым. В ходе дискуссий спонтанно возникает идея необходимости «социального такси» со специальными тарифами для отдельных категорий населения. В развитие темы предлагается делать эту службу такси государственной, с собственным автопарком и штатом водителей», – сказано в исследовании.
Там также отмечается, что на сегодняшний день основные издержки несут водители, прежде всего на страховании. Поэтому важно компенсировать или снижать эти расходы за счет предоставления налоговых льгот или вычетов, снижения ставок по страхованию.
«В исследовании сказано, что такси несет некую социальную функцию. Здесь бы призвала все стороны определиться: является ли такси социальным либо нет. Потому что мы, со своей стороны, несколько раз отправляли запросы на гранты на поддержку конкурса «Лучший водитель такси в России». На что мы получали ответы, что такси не является социально значимой услугой. Так что давайте определимся, если такси носит социальный характер, нужно работать в рамках социального взаимодействия. Если не является, давайте разговаривать с позиции бизнеса и позиции коммерческих перевозок», – отметила Ирина Зарипова.
Новый закон и дефицит водителей
Кроме этого, исследование показало отношение граждан к новому отраслевому закону. По мнению большинства, введение его норм способствует тому, что водители такси переходят в теневой бизнес. По их представлениям, «белый» рынок может потерять порядка 70-80 % водителей.
«Иногда восприятие пассажирами и водителями закона может отличаться от реальной ситуации. Так как со стороны пассажиров вникание в положения закона обычно происходит в случаях наступления форс-мажорных ситуаций. А многие водители, к сожалению, не читали текст закона и, как показывает исследование, предлагают нормы, которые уже прописаны. Закон действует менее года и говорить о его эффективности или неэффективности преждевременно. Мы, со своей стороны, сегодня видим самую большую угрозу не в законе или его требованиях, а в дефиците водителей такси, который усиливается с каждым днем. Это ведет к экономическим потерям компаний такси, а также к быстрому росту цен. Решать вопрос дефицита водителей такси нужно комплексно. Мы в ближайшее время готовим свои предложения по сокращению дефицита водителей такси. Среди предложений есть интересные идеи, взятые из практики советских времен периода великих строек», – прокомментировала председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова.
О нехватке водителей сказал и депутат Госдумы, член думского комитета по транспорту Олег Гарин. Он добавил, что сейчас отрасли не хватает около 72 тысяч человек. Кроме этого, ощущается и дефицит автомобилей такси.
«Ежегодно таксистам нужно 40-50 тысяч автомобилей, у нас такого сегодня не происходит. Даже если мы посмотрим по экономической составляющей их работы, по рентабельности, по затратам, то, к сожалению, за два года они выросли более, чем на 60%. Это связано, прежде всего, со стоимостью автомобиля, запчастей», – говорит парламентарий.
Детское кресло должно быть дешевле?
На пресс-конференции обсудили проблему перевозок пассажиров с детьми. Так, первый зампредседателя комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев сказал, что такие услуги должны быть дешевле, чем сейчас.
«У нас в два раза дороже стоит проехать на такси с детьми, чем без детей. А если мы говорим об экономике, то детское кресло окупается за неделю максимум. Надо это регулирование вводить, чтобы было для людей доступным… Для пассажиров с детьми такси не должно стоить дороже, а, наоборот, должно стоить дешевле для многодетных родителей», – сказал депутат.
Однако представители отрасли отметили, что проблема поездок детей связана не только с расходами на детские кресла. Перевозка несовершеннолетних – это отдельная услуга еще и потому, что она несет дополнительные риски и регулярные расходы. К примеру, нередко дети в процессе перевозки пачкают салон, и водителю приходится осуществлять химчистку за свой счет.
В рамках дискуссии ее участники также рассмотрели вопросы автострахования, получения разрешений на работу в такси, оформление путевых листов, цвет машин такси и другие актуальные темы отрасли.
Источник фото: ОСРТ