В Общественном Совете по развитию такси считают, что предложение по квотированию может стать компромиссом для отрасли.
В Государственную Думу 30 октября внесли законопроект, предлагающий расширить возможности использования личных автомобилей самозанятых в такси. В частности, предлагается разрешить водителям-физлицам вносить свой нелокализованный автомобиль в региональный реестр на специальных условиях. Для этого хотят установить квоту в 25% от всех машин такси, находящихся в региональном реестре на начало календарного года.
«Установление единых базовых квот на уровне федерального законодательства обеспечивает унификацию подходов к регулированию рынка легкового такси во всех субъектах Российской Федерации, предотвращает произвольное установление ограничений на местном уровне и создает прозрачные, объективные критерии распределения разрешений», — сказано в пояснительной записке.
Региональные Минтрансы раз в квартал будут публиковать информацию о том, сколько квот есть в наличии в регионе. Если квоты в регионе закончились, то получить новые можно будет только в следующем календарном году. Условие для получения квоты – водитель владеет автомобилем более 6 месяцев до момента постановки в реестр и не привлекает третьих лиц для работы в такси. Механизм квот будет действовать до 1 января 2033 года.
В Общественном Совете по развитию такси считают, что предложение по квотированию может стать компромиссом для отрасли. Однако действующая норма локализации не отражает реальной структуры рынка и может привести к серьезным последствиям для доступности легальных перевозок и сохранения рабочих мест.
«Квота в 25% для самозанятых, использующих автомобили, не соответствующие требованиям локализации, — низкая и создает эффект «бутылочного горлышка», когда развитие отрасли искусственно сдерживается. В крупных субъектах, где количество самозанятых уже значительно, эта квота будет заметной, но в ряде регионов, где процесс легализации такси еще активно выстраивается, она фактически не даст стимула для роста зарегистрированных перевозчиков», — говорит председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова.
Так, по состоянию на октябрь текущего года в некоторых субъектах в реестре такси числится менее ста автомобилей. Например, в Ненецком автономном округе и Республике Ингушетия. В других — несколько сотен (Херсонская область, Республика Карачаево-Черкессия). Для сравнения, в Краснодарском крае зарегистрировано более 81 тысячи автомобилей такси. Очевидно, что единая планка квоты не может быть универсальным решением для таких разных по масштабу регионов.
Кроме того, сама логика квотирования требует корректировки. Сейчас предлагается фиксировать 25% от общего числа зарегистрированных транспортных средств, что в динамике будет приводить к увеличению доли нелокализованных автомобилей по мере роста реестров. Логичнее было бы поступить наоборот — на первоначальном этапе установить более широкую квоту, например 80%, чтобы дать рынку время на адаптацию и обновление автопарка.
«Также в тексте поправок не учтен важный вопрос лизинговых автомобилей. На практике многие машины, приобретенные специально для работы в такси, выбывают из реестров при смене собственника, без возможности возвращения. Считаем необходимым дополнить документ нормой, позволяющей возвращать в реестр лизинговые автомобили, утратившие регистрацию по формальным причинам, но фактически продолжающие использоваться для перевозок. В целом, предложенное изменение — шаг в верном направлении», — отметила Ирина Зарипова.
Фото: от macrovector с freepik.com

