fbpx Skip to main content

В рамках стремительно развивающейся экологической и экономической политики Российской Федерации в Правительстве обсуждается инициатива о введении региональных квот для таксопарков на электромобили, то есть определенного процента электромобилей в общем подвижном составе. Этот шаг, направленный на снижение загрязнения окружающей среды и содействие развитию новых технологий, принесет пользу отрасли отечественного автомобилестроения. Но насколько таксомоторная отрасль в регионах готова к увеличению количества электромобилей? Ответ на этот вопрос – в масштабном исследовании, проведенном  экспертами аналитического агентства “АВТОСТАТ”, по заказу Общественного Совета по развитию такси.

По данным агентства “АВТОСТАТ”, с января 2022 года по август 2023-го доля электромобилей на рынке новых автомобилей России выросла с 0,3% до 1,3 %. Под влиянием глобальной электромобилизации и постепенного отказа крупнейших мировых автопроизводителей от выпуска автомобилей с ДВС доля электрокаров в России с каждым годом продолжает расти. Частичный переход на электромобили в таксопарках может стать дополнительным мощным толчком для развития отечественной автомобильной промышленности. В свою очередь, это создаст новые рабочие места и поспособствует экономическому развитию страны и снижению зависимости от импорта автомобилей.

Сегодня электромобильность в России составляет 1,75 электромобиля на 10000 человек. В топ-3 регионов лидеров по количеству экологичных машин входят Москва – 5134 электрокара, Приморский край – 1801, Краснодарский край – 1706.

Для эффективной эксплуатации электромобилей требуется соответствующая инфраструктура, такая как зарядные станции. Однако электрозаправки в России все еще не так широко распространены, как заправочные станции для автомобилей с ДВС. В некоторых регионах инфраструктура зарядных станций недостаточна, а в муниципалитетах отсутствует вообще. Введение квот на электромобили может вынудить таксопарки использовать электромобили, даже если в их районе недостаточно зарядных станций. При недостаточности зарядных станций требование к бизнесу об увеличении доли электромобилей в парках может привести к негативным эффектам, начиная от серьезных экономических потерь до потери доверия к решениям Правительства.

В топ регионов по количеству действующих электрических зарядных станций входят: Москва – 553 станции, Московская область – 371, Краснодарский край – 286, Татарстан – 243. Приморский край находится на 7 месте с 166 зарядными станциями. По результатам оценки зарядной инфраструктуры в агентстве “АВТОСТАТ” сделали следующие выводы. На текущий момент в более развитых регионах зарядных станций больше. В регионах с холодным климатом для эффективной эксплуатации электромобилей в такси требуется большее количество электрозаправок. При этом эксперты отмечают  повсеместную необходимость увеличения количества быстрых зарядных станций. Также эксперты отметили, что в целом невысокая доля такси в парках российских городов не сможет послужить значимым фактором для развития зарядной инфраструктуры.

“Электроэкономика” таксопарка

Эксперты агентства “АВТОСТАТ” выяснили, почему сегодня владельцы таксопарков отказываются приобретать электромобили. Причины расположились в таком порядке по мере убывания значимости:

  • высокая стоимость электромобиля;
  • текущий уровень развития зарядной инфраструктуры;
  • непрозрачная история с эксплуатацией;
  • высокая стоимость электроэнергии;
  • отсутствие существенной господдержки (субсидии на лизинг и электроэнергию);
  • риски зимней эксплуатации;
  • непонимание остаточной стоимости.

— В настоящий момент приобретение электромобилей требует больших финансовых вложений и дело не только в стоимости самих электромобилей. Если таксомоторный парк переходит на другой тип автомобиля, то ему необходимо перестроить все процессы, связанные как с обучением водителей и автомехаников, так и перестроением самой экономики эксплуатации электротакси. Также, по мнению руководителей таксопарков, существующие меры государственной поддержки недостаточны для стимулирования приобретения электромобилей”, считает Ирина Зарипова, председатель Общественного Совета по развитию такси.

 

Затраты на зарядку: оптимальная стоимость 1 кВтч, по мнению владельцев таксопарков, составляет 10,2 руб. Это 204 руб на 100 км пути.
По факту средняя стоимость зарядки автомобиля на 100 км составляет на медленной заправке 180 руб, на быстрой – 330 руб. Для сравнения, стоимость 8,07 л бензина АИ 92 на 100 км пути составляет 405 руб (при средней цене 50,2 руб за литр).

Также важна и скорость зарядки электромобиля. Если автомобиль будет заряжаться несколько часов, то у таксопарка будут сокращаться часы работы автомобиля, что в итоге приведет к экономическим потерям. Также важно и расположение электрозаправок, при их малом количестве у автомобилей такси будут увеличиваться холостые пробеги, что также неизбежно ведет к снижению выручки.

Еще одним немаловажным фактором в экономике таксопарков является то, что больше половины предприятий строят бизнес-процесс, рассчитывая получить основной доход от продажи, а не эксплуатации автомобилей. Как показало исследование, 56% таксопарков принимают решение о продаже автомобилей по достижению ими определенного уровня пробега: 39,5% автомобилей уходят с молотка при 300 тыс км пробега, 24% – при 200-250 тыс км, 21% от 400 тыс км. Определить примерную выручку от продажи автомобиля с ДВС довольно легко, а вот, что касается продажи б/у электромобиля – вопрос для таксопарков открытый. В настоящий момент по нему в России не достаточно накопленного опыта.

— По результатам нашего опроса, только 27% из опрошенных таксопарков готовы сегодня приобретать электромобили. При этом, 53% из них — не более 10 штук [в течение года]. Это говорит о том, что таксомоторная отрасль только присматривается к вопросу электрокаров и готова понемногу пробовать новые для себя технологии,сказал Сергей Удалов, исполнительный директор агентства “АВТОСТАТ”. — В целом экономика таксопарка при эксплуатации электромобилей может быть выгодной в долгосрочной перспективе, особенно если учесть снижение затрат на топливо и обслуживание, а также возможные льготы и субсидии. Однако необходимо также учесть высокую первоначальную стоимость электромобилей,  затраты на зарядку и неопределенность остаточной стоимости электромобилей.

А что пассажиры?

Агентство “АВТОСТАТ” с целью узнать предпочтения при заказа такси провело онлайн-опрос более 1000 пассажиров. Ожидаемо на первом месте по важности оказалась стоимость поездки (84,8%), на втором – скорость подачи автомобиля (63,2%), на третьем – чистота салона (40,9%). А вот вопрос типа двигателя автомобиля оказался на одном из последних мест с результатом 1,9%.

Если бы у пассажира была возможность выбора типа двигателя автомобиля, то предпочтение электромобилю отдали бы 25,3% пользователей.

—  На наш взгляд, важны подходы и формулировки. Сам термин “квоты” ассоциируется с некоторыми ограничениями и требованиями. Разве можно развивать технологии в требовательном порядке микро-бизнесу, который развивается практически без государственной поддержки? Мы считаем, что более эффективно будет не создавать системы требований, а создавать стимулы для бизнеса такси. Такими стимулами могут быть льготные лизинговые программы или возможность брать контракты на перевозки электромобилями со стороны государственных ведомств, также важна и стоимость автомобилей. Сегодня электромобиль дороже, чем автомобиль с ДВС,  — говорит Ирина Зарипова. — Также важно развивать в сознании потребителей понимание важности использования экологичного транспорта, повышать знания о его преимуществах. Нужно говорить о необходимости снижения уровня загрязнения окружающей среды и улучшения качества воздуха в городах. Это нужно для стимулирования спроса на экологичный транспорт. Как показывает исследование, только 1,9% пассажиров готовы платить за тип двигателя, поэтому при более высокой стоимости электромобиля цена на услуги такси будет такой же, как на автомобиле с ДВС.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии