В рамках стремительно развивающейся экологической и экономической политики Российской Федерации в Правительстве обсуждается инициатива о введении региональных квот для таксопарков на электромобили, то есть определенного процента электромобилей в общем подвижном составе. Этот шаг, направленный на снижение загрязнения окружающей среды и содействие развитию новых технологий, принесет пользу отрасли отечественного автомобилестроения. Но насколько таксомоторная отрасль в регионах готова к увеличению количества электромобилей? Ответ на этот вопрос – в масштабном исследовании, проведенном экспертами аналитического агентства “АВТОСТАТ”, по заказу Общественного Совета по развитию такси.
По данным агентства “АВТОСТАТ”, с января 2022 года по август 2023-го доля электромобилей на рынке новых автомобилей России выросла с 0,3% до 1,3 %. Под влиянием глобальной электромобилизации и постепенного отказа крупнейших мировых автопроизводителей от выпуска автомобилей с ДВС доля электрокаров в России с каждым годом продолжает расти. Частичный переход на электромобили в таксопарках может стать дополнительным мощным толчком для развития отечественной автомобильной промышленности. В свою очередь, это создаст новые рабочие места и поспособствует экономическому развитию страны и снижению зависимости от импорта автомобилей.
Сегодня электромобильность в России составляет 1,75 электромобиля на 10000 человек. В топ-3 регионов лидеров по количеству экологичных машин входят Москва – 5134 электрокара, Приморский край – 1801, Краснодарский край – 1706.
Для эффективной эксплуатации электромобилей требуется соответствующая инфраструктура, такая как зарядные станции. Однако электрозаправки в России все еще не так широко распространены, как заправочные станции для автомобилей с ДВС. В некоторых регионах инфраструктура зарядных станций недостаточна, а в муниципалитетах отсутствует вообще. Введение квот на электромобили может вынудить таксопарки использовать электромобили, даже если в их районе недостаточно зарядных станций. При недостаточности зарядных станций требование к бизнесу об увеличении доли электромобилей в парках может привести к негативным эффектам, начиная от серьезных экономических потерь до потери доверия к решениям Правительства.
В топ регионов по количеству действующих электрических зарядных станций входят: Москва – 553 станции, Московская область – 371, Краснодарский край – 286, Татарстан – 243. Приморский край находится на 7 месте с 166 зарядными станциями. По результатам оценки зарядной инфраструктуры в агентстве “АВТОСТАТ” сделали следующие выводы. На текущий момент в более развитых регионах зарядных станций больше. В регионах с холодным климатом для эффективной эксплуатации электромобилей в такси требуется большее количество электрозаправок. При этом эксперты отмечают повсеместную необходимость увеличения количества быстрых зарядных станций. Также эксперты отметили, что в целом невысокая доля такси в парках российских городов не сможет послужить значимым фактором для развития зарядной инфраструктуры.
“Электроэкономика” таксопарка
Эксперты агентства “АВТОСТАТ” выяснили, почему сегодня владельцы таксопарков отказываются приобретать электромобили. Причины расположились в таком порядке по мере убывания значимости:
- высокая стоимость электромобиля;
- текущий уровень развития зарядной инфраструктуры;
- непрозрачная история с эксплуатацией;
- высокая стоимость электроэнергии;
- отсутствие существенной господдержки (субсидии на лизинг и электроэнергию);
- риски зимней эксплуатации;
- непонимание остаточной стоимости.
— В настоящий момент приобретение электромобилей требует больших финансовых вложений и дело не только в стоимости самих электромобилей. Если таксомоторный парк переходит на другой тип автомобиля, то ему необходимо перестроить все процессы, связанные как с обучением водителей и автомехаников, так и перестроением самой экономики эксплуатации электротакси. Также, по мнению руководителей таксопарков, существующие меры государственной поддержки недостаточны для стимулирования приобретения электромобилей”, — считает Ирина Зарипова, председатель Общественного Совета по развитию такси.
Затраты на зарядку: оптимальная стоимость 1 кВтч, по мнению владельцев таксопарков, составляет 10,2 руб. Это 204 руб на 100 км пути.
По факту средняя стоимость зарядки автомобиля на 100 км составляет на медленной заправке 180 руб, на быстрой – 330 руб. Для сравнения, стоимость 8,07 л бензина АИ 92 на 100 км пути составляет 405 руб (при средней цене 50,2 руб за литр).
Также важна и скорость зарядки электромобиля. Если автомобиль будет заряжаться несколько часов, то у таксопарка будут сокращаться часы работы автомобиля, что в итоге приведет к экономическим потерям. Также важно и расположение электрозаправок, при их малом количестве у автомобилей такси будут увеличиваться холостые пробеги, что также неизбежно ведет к снижению выручки.
Еще одним немаловажным фактором в экономике таксопарков является то, что больше половины предприятий строят бизнес-процесс, рассчитывая получить основной доход от продажи, а не эксплуатации автомобилей. Как показало исследование, 56% таксопарков принимают решение о продаже автомобилей по достижению ими определенного уровня пробега: 39,5% автомобилей уходят с молотка при 300 тыс км пробега, 24% – при 200-250 тыс км, 21% от 400 тыс км. Определить примерную выручку от продажи автомобиля с ДВС довольно легко, а вот, что касается продажи б/у электромобиля – вопрос для таксопарков открытый. В настоящий момент по нему в России не достаточно накопленного опыта.
— По результатам нашего опроса, только 27% из опрошенных таксопарков готовы сегодня приобретать электромобили. При этом, 53% из них — не более 10 штук [в течение года]. Это говорит о том, что таксомоторная отрасль только присматривается к вопросу электрокаров и готова понемногу пробовать новые для себя технологии, — сказал Сергей Удалов, исполнительный директор агентства “АВТОСТАТ”. — В целом экономика таксопарка при эксплуатации электромобилей может быть выгодной в долгосрочной перспективе, особенно если учесть снижение затрат на топливо и обслуживание, а также возможные льготы и субсидии. Однако необходимо также учесть высокую первоначальную стоимость электромобилей, затраты на зарядку и неопределенность остаточной стоимости электромобилей.
А что пассажиры?
Агентство “АВТОСТАТ” с целью узнать предпочтения при заказа такси провело онлайн-опрос более 1000 пассажиров. Ожидаемо на первом месте по важности оказалась стоимость поездки (84,8%), на втором – скорость подачи автомобиля (63,2%), на третьем – чистота салона (40,9%). А вот вопрос типа двигателя автомобиля оказался на одном из последних мест с результатом 1,9%.
Если бы у пассажира была возможность выбора типа двигателя автомобиля, то предпочтение электромобилю отдали бы 25,3% пользователей.
— На наш взгляд, важны подходы и формулировки. Сам термин “квоты” ассоциируется с некоторыми ограничениями и требованиями. Разве можно развивать технологии в требовательном порядке микро-бизнесу, который развивается практически без государственной поддержки? Мы считаем, что более эффективно будет не создавать системы требований, а создавать стимулы для бизнеса такси. Такими стимулами могут быть льготные лизинговые программы или возможность брать контракты на перевозки электромобилями со стороны государственных ведомств, также важна и стоимость автомобилей. Сегодня электромобиль дороже, чем автомобиль с ДВС, — говорит Ирина Зарипова. — Также важно развивать в сознании потребителей понимание важности использования экологичного транспорта, повышать знания о его преимуществах. Нужно говорить о необходимости снижения уровня загрязнения окружающей среды и улучшения качества воздуха в городах. Это нужно для стимулирования спроса на экологичный транспорт. Как показывает исследование, только 1,9% пассажиров готовы платить за тип двигателя, поэтому при более высокой стоимости электромобиля цена на услуги такси будет такой же, как на автомобиле с ДВС.