Для стабильной работы перевозчиков важно не нарушать баланс спроса и предложений.
Принудительное регулирование тарифов на услуги такси не приведет к снижению цен на поездки. Напомним, с предложением ограничить рост стоимости таксомоторных перевозок в непогоду выступили некоторые политики после недавнего сильного снегопада в Москве.
Однако в такси важен баланс спроса и предложений, именно он влияет на конечную стоимость поездок. А искусственное ценообразование может спровоцировать дефицит водителей, готовых работать в непростых погодных условиях. Как следствие, пассажирам придется долго ожидать свободную машину и в итоге все равно переплачивать за поездки.
Для понимания, повышение тарифов, например, в гололед или сильный снегопад происходит из-за того, что многие водители предпочитают не рисковать и не выходить на линию. То есть предложений становится меньше. Вместе с этим спрос на такси значительно увеличивается.
Причем интенсивность роста цен напрямую зависит от обстоятельств в определенный момент: дорожной ситуации, количества автомобилей на линии и заявок от пассажиров. Безусловно, в Москве стоимость поездок выше, чем в регионах. Это связано с различиями в базовых тарифах, ведь в столице вообще большинство услуг дороже.
При этом спрогнозировать динамику изменения цен очень сложно. На это влияют многочисленные факторы. Но, как правило, высокий спрос бывает в часы пик: в утреннее время, когда пассажиры спешат на работу, и в вечернее время, когда все возвращаются домой. Если непогода выпадает на предпраздничные дни, то спрос становится кратно выше.
«Если мы хотим снизить тарифы, то в первую очередь необходимо убирать административные барьеры. Любое регулирование отрасли и регулирование тарифов приводит к неизбежному росту цен — это экономические основы. В вопросе регулирования тарифов очень важна методика их расчета и обязательный контроль. В настоящий момент мы не видим на практике примеров механизмов госрегулирования тарифов с фактором «непогода». Также не очень понятно, какая погода будет допустима для обычных тарифов, а в какую нужно регулирование. Кроме того, сегодня большинство водителей являются самозанятыми перевозчиками. А это значит, что решение выходить на линию или нет, каждый водитель принимает самостоятельно. И если мы в принятие таких решений пускаем «регулятора цены», то рискуем получить еще более высокие цены, так как большинство водителей не захотят выходить на линию, ездить под снегопадом или в сильный мороз», – сказала председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова.