fbpx Skip to main content

Электромобили стабильно завоевывают не только сердца автолюбителей по всему миру, но и оттесняют рынок автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. По данным исследований EEAGLI, топ-15 по продажам электромобилей в мире возглавляют европейские страны, включая Швецию, Нидерланды, Финляндию и Исландию: в диапазоне 13-83% от общего числа продаж авто. Бесспорным лидером в этом вопросе остается Норвегия, доля продаж электромобилей там за последние 8 лет увеличилась с 6 до 83%. Остальные 10 стран находятся в диапазоне от 1 до 13%. 

Постепенный рост количества электрокаров наблюдается и в России, продажи новых авто за минувший год увеличились в 2,6 раза, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Но в цифрах это лишь тысяча автомобилей. При всей положительной динамике говорить о прорыве в данной части транспортной сферы нашей страны пока не приходится.

О том, какие изменения коснулись мира электромобилей РФ в 2021 году, какие существуют сегодня меры государственной поддержки сегмента и есть ли перспективы активной интеграции данного вида транспорта в таксомоторную отрасль, разбираемся с директором Общественного Совета по развитию такси Александром Шмигидиным.

Изменения за 2021 год

— Говоря о нововведениях, стоит сразу отметить пару факторов,  сдерживающих, на мой взгляд, популяризацию экотранспорта в нашей стране: отсутствие должной инфраструктуры и достаточной господдержки, сюда входят налоговые и таможенные льготы, лизинговые субсидии и льготное кредитование. Но подвижки есть. В конце минувшего года Председатель Правительства Михаил Мишустин утвердил перечень территорий и дорог федерального значения, где в первую очередь появятся зарядные станции для электромобилей и электробусов. В него вошли 16 субъектов РФ и одна автомагистраль. А утвержденная в августе концепция развития электротранспорта до 2030 года предполагает, что к 2030 году доля выпускаемых электромобилей в общем объеме производства транспортных средств достигнет 10%. К этому времени в России должно быть запущено не менее 72 тыс. зарядных станций. Из госбюджета также будут выделены дополнительные субсидии на строительство заводов и производственных линий для создания электромобилей.

Говорить о результатах государственных мер по развитию рынка электромобилей, думаю, стоит ближе к 2024 году, когда будет реализован первый этап федеральной концепции развития электротранспорта в РФ.

К слову в Правительстве РФ уже выбрали компании, которые будут заниматься производством экологически чистых автомобилей при госфинансировании. Ими стали ООО “Моторинвест” (Липецкая область) и ООО “Электромобили Мануфэкчуринг Рус” (Санкт-Петербург). Появление новинок, тем более отечественных, положительно скажется на развитии российского сегмента электромобилей.

Ложка дегтя

Одним из позитивных условий для увеличения покупок россиянами экокаров в 2021 году был беспошлинный ввоз электромобилей в страны ЕАЭС, действующий с 4 мая 2020 года. Однако с 1 января ЕЭК отменила эту льготу. Теперь при импорте электромобилей в Россию придется платить пошлину в 15% от их стоимости.

Помимо сложностей с инфраструктурой и недостаточности господдержки, нельзя забывать и о некоторых технических особенностях электромобилей, что требуют доработки и порой “отпугивают” покупателей авто. Например, ограничения по запасу хода и значительная его потеря при отрицательных температурах (исследования компания Recurrent), длительное время зарядки аккумуляторов, высокая стоимость по сравнению с “одноклассниками” на бензине и дизеле.

Поддержка государства

Справедливо отметить, что ряд мер по господдержке рынка электрокаров реализуется уже сегодня, причем как на федеральном, так и на региональном уровнях.

С начала этого года электромобили включены в программу льготного автокредитования, которая дает возможность покупателю сэкономить до 25% от стоимости ТС (до 625 000 рублей).

Что касается региональных мер поддержки, то власти на местах индивидуально подходят к этому вопросу. В большинстве своём снижают/отменяют транспортный налог, где-то субсидируют установку заправок. Взять, например, Сахалинск. Там в 2021 году для владельцев электромобилей действовал сниженный в 2 раза транспортный налог (с 2022 отменяется налог вовсе), при этом и количество электрокаров выросло в 2 раза (до 280 шт.).

Что касается Москвы, там ежегодно появляется на 10-15% больше электрокаров, чем использовалось на конец предыдущего года. По данным аналитического агентства “Автостат”, за последние шесть лет количество зарегистрированных в Москве электромобилей выросло в 8,5 раза — с 235 в конце 2015 года до почти двух тысяч в конце 2021-го.

Думаю, что с учетом общей государственной политики по развитию электротранспорта в ближайшее время начнется более активное тиражирование региональных мер поддержки из тех субъектов РФ, включая столицу, где уже достаточно плотно занялись этим направлением.

Есть ли будущее у экотранспорта в такси? 

Всё больше таксопарков присматриваются к новому формату, начинают тестировать экотранспорт. Сейчас отрасль такси находится в поиске целевой модели электромобиля, так как существующие в России сертифицированные авто в большинстве – премиум класса (соответственно дорогие и не подходят для бизнеса такси в широком понимании). Если рассматривать бюджетные варианты, то возникает ряд других проблем, например с запасом хода, техническим обслуживанием. Когда появится такая, назовем её, “оптимальная” модель автомобиля, это определенно это даст мощный импульс в развитии электротакси в России.

До настоящего времени в России не было компаний такси, у которых 100 процентов парка состоит из электрокаров. Бизнес пока присматривается к этому виду транспорта. Только в этом году в Сочи появилось первое электротакси – самый крупный на сегодняшний день российский проект с электромобилями, своего рода драйвер.

Но, тот факт, что есть организации, которые берут на себя ответственность протестировать экономику такси на примере электромобилей, уже говорит о начале нового витка в развитии таксомоторной отрасли.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии