Как мы обещали на онлайн-совещании «Правоприменительная практика транспортного законодательства в 2021 году», отвечаем на вопросы участников, оставшиеся нерешенными в рамках мероприятия. В материале мы постараемся максимально осветить все аспекты заявленной темы.
Сегодня мы рассмотрим следующий вопрос:
“Просьба осветить аспекты работы железных парков с СМЗ”.
В разборе этой темы будем отталкиваться от того, что под “железным парком” автор имел в виду легальный таксопарк, который занимается подбором водителей.
Кто такие самозанятые водители?
Очень часто понятие самозанятый приравнивают к юридическому статусу — индивидуальному предпринимательству, — но этот подход ошибочен. Самозанятый — это не юридический статус, а специальный налоговый режим на профессиональный доход гражданина, который освобождает от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ в размере 13%), освобождает от открытия ИП, ряда отчетов и страховых взносов. Что, соответственно, накладывает значительные ограничения в плане ведения предпринимательской деятельности.
Что гласит закон?
Рассмотрим понятие самозанятый, каким требованиям законодательства он должен соответствовать в разрезе деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
В Федеральном законе от 27.11.2018 N 422-ФЗ “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” мы выделим основные моменты, касающиеся нашего вопроса:
Ст. 2 п. 1. Применять специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход” (далее также – специальный налоговый режим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент и указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Ст. 2 п. 7. Профессиональный доход – доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества;
Ст. 4 п. 2. Не вправе применять специальный налоговый режим:
– лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;
– лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;
– налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.
И еще необходимо упомянуть ст. 9 п. 1 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, в соответствии с которой, деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения.
Таким образом, самозанятый водитель не должен иметь работодателя, не должен выполнять услуги по поручению, и, если он не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, то он не имеет права получить разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Как можно построить взаимодействие самозанятого с таксопарком?
В этом вопросе разберем несколько вариантов:
1. Физическое лицо в статусе самозанятого без личного автомобиля.
Пример. Некий самозанятый Петров обращается в таксопарк с целью арендовать автомобиль с разрешением. Данный вид отношений самозанятого и таксопарка незаконен — договор аренды автомобиля не дает права на “аренду” разрешения. Разрешение закреплено за таксопарком и передаче или сдаче в аренду третьим лицам не подлежит.
2. Физическое лицо в статусе самозанятого с личным автомобилем. Самозанятый не имеет права оказывать услуги такси на личном автомобиле, потому что для осуществления данного вида деятельности необходимо получить разрешение, которое выдается только юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям. В случае если таксопарк решит оформить разрешение на автомобиль самозанятого на себя, самозанятый сможет законно на нем работать только на основании трудового договора с таксопарком, от чего потеряет свой налоговый статус. Как мы уже рассматривали в первом пункте, разрешение, закрепленное за таксопарком, передаче или сдаче в аренду третьим лицам не подлежит, даже в случае, если автомобиль является собственностью этого третьего лица.
3. Индивидуальный предприниматель в статусе самозанятого без личного автомобиля. Самозанятый индивидуальный предприниматель, как и физическое лицо в первом пункте, не может взять в аренду автомобиль с разрешением. Однако в этом случае есть нестандартное решение — таксопарк аннулирует разрешение и только после этого сдает транспортное средство в аренду самозанятому индивидуальному предпринимателю. Самозанятый ИП, в свою очередь, оформляет разрешение на себя. В этом случае, взаимодействие с таксопарком и осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси самозанятым ИП происходят легально. Дополнительно отметим, что на самозанятого индивидуального предпринимателя возлагается обязанность по прохождению предрейсового технического и медицинского контроля.
4. Индивидуальный предприниматель в статусе самозанятого с личным автомобилем. В этом варианте, всё просто — самозанятый получает разрешение на свой автомобиль, и в случае необходимости заключает договор с диспетчерской службой на оказание информационных услуг. И напоминаем про обязанность по прохождению предрейсового технического и медицинского контроля
Подводим итог.
В соответствии с действующими законодательными нормами, и, исходя из судебной практики, таксопарк не вправе передавать транспортные средства, на которые таксопарком оформлены разрешения, самозанятым в аренду для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Кроме того, подобные договоры аренды могут быть приравнены к трудовым отношениям с соответствующими последствиями.