Представители таксомоторной отрасли рассказали о сложностях с обновлением автопарков.
В России за предыдущий год рост расходов на обслуживание автомобилей такси составил от 20 до 50%. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Общественным Советом по развитию такси. В январе были опрошены руководители и владельцы 227 таксопарков России на предмет их деятельности в 2023 году и готовности работать в новых условиях.
Увеличение расходов вкупе со сложностями с приобретением автомобилей и расходников привели к тому, что в минувшем году таксомоторные компании замедлили обновление своих автопарков. А это в свою очередь привело к заметному росту числа машин такси возрастом старше пяти лет.
На фоне этого возможное введение обязательной локализации машин такси станет дополнительным ударом по отрасли, который может привести к оттоку перевозчиков в «серую» зону. Ведь в вопросе локализации таксомоторного транспорта недостаточно только приобрести соответствующие автомобили.
Многим компаниям предстоит перестроить всю внутреннюю инфраструктуру под обслуживание отечественных машин. Выполнение требований по локализации и перестройке бизнеса под отечественный автопром не сможет пройти быстро и потребует больших финансовых затрат со стороны компаний такси.
Наличие собственной инфраструктуры по обслуживанию иностранных автомобилей, штата обученных специалистов, складов с запасами автозапчастей и расходных материалов являются важными причинами, почему при выборе автомобиля таксопарки отдают предпочтение иномаркам.
В частности, более половины участников опроса отметили, что готовы приобретать в свои автопарки отечественные машины только при условии субсидирования со стороны государства. При этом более 20% даже при господдержке не хотят переходить на продукцию российского автопрома. Еще примерно столько же респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос.
Проблемы, копившиеся годами
В целом анализ данных проведенного опроса продемонстрировал ряд острых проблем отрасли, копившихся годами. Среди них – трудности при покупке новых автомобилей и запчастей к ним. Дефицит на авторынке и рост цен на новые машины приводят к старению автопарков.
Добавляют проблем и сложности с автокредитованием. В частности, за последние четыре месяца величина процентных ставок по кредитам и лизингу автомобилей выросла на 3-6 п.п. Дополнительно отмечается негативное влияние роста ставок по действующим лизинговым договорам. В отдельных случаях речь идет об увеличении расходов на десятки миллионов рублей в год в рамках одной компании.
Что касается позитивных тенденций прошлого года, то участники опроса отметили, что несколько улучшилась ситуация с доступностью автозапчастей. Так, в 2023 году проблем с этим не испытывали 33% опрошенных. Для сравнения, в 2022 году – было только 19%. О высокой стоимости запчастей сказали 54% респондентов, в 2022 году – было 77%. Зато до 13% выросло количество таксопарков, которые отметили отсутствие нужных им деталей. В 2022 году было всего лишь 5%. Вероятно, рост этого показателя связан с проблемами параллельного импорта запчастей на некоторые популярные в такси иномарки.
И все же проблем в отрасли значительно больше, чем положительных моментов. И введение локализации в предлагаемом сейчас виде негативно скажется на бизнесе такси, что в итоге приведет к снижению качества и безопасности перевозок.
«Говоря о локализации такси на фоне отсутствия программ по поддержке перевозчиков, сегодняшний выбор перевозчиков отдается в пользу иностранных автопроизводителей. При дорогостоящем кредитовании компании просто не справятся с расходами на переоборудование инфраструктуры парков и закупку новых автомобилей. Многие из них, в частности самозанятые, которые вынуждены будут менять личные автомобили, предпочтут путь наименьшего сопротивления и избегания многомиллионных затрат. То есть путь ухода в нелегальный бизнес. По нашим оценкам, речь может идти о 44% бизнеса такси, которые даже при субсидировании кредитных затрат не готовы обновлять автопарки за счет отечественных автомобилей или сомневаются в этом решении», – говорит председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова.