Появление еще одной страховки для перевозчиков приведет к острой нехватке такси и снижению мобильности граждан.
Общественный Совет по развитию такси обратился в Госдуму и Минтранс с просьбой перенести на более поздний срок введение ОСГОП для такси. Напомним, 1 сентября 2024 года должен вступить в силу федеральный закон, который обяжет перевозчиков приобретать полис обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (ОСГОП) на каждый автомобиль, который внесен в реестр. Такое требование будет распространено на всех перевозчиков: юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, самозанятых.
В письме отмечается, что новая норма лишь создаст дополнительные административные барьеры и отрицательно скажется на легализации отрасли. Есть опасения, что ОСГОП повторит судьбу ОСАГО для такси, когда водители не могут получить страховку из-за высокой ее стоимости или из-за отказов со стороны страховых компаний.
Другая проблема связана с тем, что ОСГОП необходимо оформлять на каждый автомобиль, на котором водитель таксует. Но дело в том, что значительная часть перевозчиков работает на арендованных автомобилях и периодически их меняет. Однако в соответствии с федеральным законодательством договор страхования заключается на срок не менее одного года. При этом правила перерасчета и возврата страховых взносов при досрочном расторжении договора отсутствуют. А в течение года перевозчик может сменить автомобиль более пяти раз. Это, безусловно, приведет к значительным финансовым потерям из-за повторных приобретений ОСГОП.
Возможность решить проблемы
Еще один вопрос – это неравноправные страховые выплаты, по которым рассчитывать на 2 млн рублей могут не все участники ДТП. Выплаты не предусмотрены ни для водителей, ни для пешеходов, если виноват не водитель такси. В данной ситуации пассажиры могут получить компенсацию до 2 млн рублей, тогда как водители и пешеходы – до 500 тыс. рублей в рамках обязательного страхования ОСАГО. В Общественном Совете по развитию такси считают, что риск для всех участников аварии одинаков, и такие выплаты нарушают права граждан.
«Предлагаем уравнять права и размер компенсации ущерба для всех участников дорожного происшествия, в соответствии с размерами страховых выплат по ОСГОП. Для этого необходимо внести изменения в правила страхования ОСАГО так, чтобы водители такси и пешеходы были также застрахованы от ущерба, возникшего из-за действий других участников дорожного движения. Таким образом можно достигнуть более справедливого и равноправного подхода к компенсации ущерба в случае дорожных происшествий с участием такси», – сказано в обращении.
Кроме того, сейчас не существует механизмов по профилактике и борьбе с мошенническими схемами в вопросе страховых выплат за причиненный вред имуществу пассажиров такси. Все вышеперечисленные проблемы требуют серьезной проработки и последующего их решения. Поэтому эксперты Общественного Совета просят перенести сроки вступления в силу требований по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров для такси на 2028 год.
«Введение указанной нормы с 1 сентября текущего года считаем нецелесообразным и негативным для отрасли. При текущих условиях на рынке сможет законно действовать лишь четверть перевозчиков, зарегистрированных в региональных реестрах. Это приведет к острой нехватке такси, уменьшению доступности транспортных средств в критических ситуациях, а также снижению мобильности граждан. Из-за нехватки транспортных средств стоимость услуг такси значительно возрастет. Перенос срока вступления в силу требований на 2028 год даст возможность решить озвученные проблемы. В течение данного периода можно будет разработать и внедрить механизмы поддержки самозанятых перевозчиков, снизить административное давление на бизнес, обеспечить более плавный переход к новым стандартам в отрасли такси», – отмечают представители таксомоторной отрасли.