fbpx Skip to main content

В Правительстве предложили план индексации утильсбора до 2030 года.

Минпромторг России разработал проект постановления, предлагающий установить пошаговую индексацию утилизационного сбора на период до 2030 года. Документ размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. В настоящее время он уже прошел процедуру публичного обсуждения.

«Индексация утилизационного сбора предусмотрена только на те виды техники, производство которых освоено на территории Российской Федерации и (или) Республики Беларусь, и принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не окажет влияния на ее стоимость благодаря оказываемым мерам государственной поддержки», – сказано в пояснительной записке к документу.

Сообщается, что проект постановления был разработан на основании предложений отраслевых комитетов Госдумы и Совета Федерации, а также отраслевого сообщества. Однако, судя по всему, здесь учитывались лишь интересы отечественных автопроизводителей. Других же представителей отраслевого сообщества, и уж тем более простых автовладельцев, даже не спрашивали.

В Общественном Совете по развитию такси обеспокоены сложившейся ситуацией. Ведь повышение ставок утильсбора нанесет прямой удар по таксомоторному бизнесу. Причем в итоге платить за все придется не только привозчикам, но и их пассажирам. Поэтому эксперты Совета подготовили свой официальный отзыв на предложенный документ, который направили для рассмотрения разработчикам проекта постановления.

Забота об экологии?

Так что же такое утилизационный сбор и для чего он нужен? Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что уплаченные в бюджет средства в виде утилизационного сбора, должны быть использованы на компенсацию затрат, связанных с утилизацией утративших свои потребительские свойства автомобилей и их компонентов, а также создание инфраструктуры для их утилизации.

В соответствии с этим же законом Минпромторг уже давно должен был разработать методики определения ущерба окружающей среде, а также определить стоимость создания инфраструктуры утилизации старых транспортных средств. На основании таких методик необходимо было определять размер утилизационного сбора в отношении каждой категории транспортных средств. Но ничего этого не было сделано.

Зато в декабре 2013 года появилось постановлении Правительства №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств», основанное на нормах 89-ФЗ, которое ввело правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним.

Необоснованные тарифы

Были определены базовые ставки для расчета утилизационного сбора. Для легковых автомобилей – 20 тыс. рублей и 150 тыс. рублей для автомобилей грузовых. Также были установлены коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора. Вместе с этим в документе не было приведено никаких данных, обосновывающих вводимые базовые ставки и коэффициенты. Там также отсутствовали ссылки на какие-либо иные нормативные документы, обосновывающие их величину.

То есть в течение вот уже 10 лет в России производится взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, размеры которого ничем не обоснованы. И за десятилетие тарифы уже неоднократно повышались. При этом за прошедшее время инфраструктура для утилизации так и не была создана. Неизвестно даже, финансировались ли какие-либо экологические программы, направленные на устранение вредного воздействия отходов производства и потребления транспортных средств и их компонентов на здоровье человека и окружающую среду.

Но для всех, кто следил за ситуацией за последние 10 лет, очевидно, что средства, собранные в виде утилизационного сбора, ни на какую утилизацию или экологическую безопасность не шли. Правительство никогда особо и не скрывало тот факт, что утильсбор в основном направляется на субсидирование российских автопроизводителей. При том, что в Федеральном законе №89-ФЗ сказано, что средства должны идти только на утилизацию авто и обеспечение экологической безопасности. Заметьте, ни слова про поддержку автопрома.

Утильсбор — это удавка на шее российской экономики

И что мы видим в результате? Давайте говорить начистоту – результат такой поддержки близок к нулевому. Несколько волн повышения утилизационного сбора, произошедшие за последние годы, превратили автомобили (как легковые, так и коммерческие) в предмет роскоши. И если не прекратится бездумное повышение утильсбора, то мы рискуем оказаться в ситуации, когда никакая поддержка не поможет отечественному автопрому. Автомобили просто станут недоступны по цене.

Безусловно, отечественный автопром нужно поддерживать. Только это должны быть эффективные меры поддержки. Их нужно разрабатывать с привлечением отраслевых экспертов и вузов. Нужно создавать новые технологии и современные материалы для отрасли в целом. Нужна поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Нужна принципиально иная модель кооперации в отрасли.

Попытка же повысить утильсбор не только не решит проблем отрасли, но только усилит их. Так как в существующем виде утилизационный сбор — это удавка на шее российской экономики.

Изображение от parkmedia и photoplotnikov c freepik.com

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии