Эксперты опасаются, что региональные таксопарки не смогут выполнить новые требования.
Минэкономразвития поддерживает предложение об установлении обязательной доли электромобилей в такси, пишет РБК со ссылкой на пресс-службу ведомства. Ранее с такой инициативой выступил Минтранс России.
«Минтранс России начал разработку соответствующих поправок в федеральный закон о такси (ФЗ №580) летом 2023 года. Минэкономразвития как ответственный орган за реализацию инициативы социально-экономического развития России «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» поддержало данную инициативу», — проинформировали в Минэке.
Сообщается, что изначально предполагалось, что устанавливать процент электромобилей в таксопарках будут сами регионы в зависимости от местных условий. Но сейчас в Госдуме обсуждают возможность того, что минимальный уровень должен быть определен федеральными властями. А субъекты смогут лишь увеличивать эту долю. Также в законопроекте оговаривается и право региональных властей вводить собственные требования к локализации электротакси.
«Планируется, что решение о том, какие электромобили должны использоваться в качестве такси, будет приниматься на региональном уровне», — сообщили в Минэкономразвития.
В Минтрансе отметили, что проект закона об электромобилях в такси нашел поддержку у всех профильных федеральных ведомств. Ожидается, что документ вступит в силу в марте 2025 года.
Интересы отрасли не учтены
Однако эксперты таксомоторной отрасли полагают, что при разработке законопроекта не были учтены интересы и потребности самих таксопарков, в особенности региональных. Ведь автомобили такси эксплуатируются более интенсивно, чем обычные машины. Поэтому и требования к ним должны быть иными. Например, в северных регионах нашей страны климат не слишком подходит для электрокаров. Как показывает практика, такие машины плохо переносят холода, им попросту не хватает заряда для нормальной работы. Поэтому водители не хотят садиться за руль электрических машин.
Немалое значение имеет и скорость зарядки. Если обычному автомобилю для заправки надо около трех минут, то электромобилю для полной зарядки требуется несколько часов. А так как на машинах такси в разное время могут работать несколько водителей, то вынужденный простой приведет к потери заказов, а следовательно, и прибыли.
Не совсем понятно и то, как министерская инициатива будет исполняться на местах. В частности, как квота будет разделена между таксопарками: ведь существуют и крупные, и мелкие парки. А также как выполнять предложенные нормы самозанятым перевозчикам, работающим на личных автомобилях? В этом плане требование выглядит несправедливым.
«В целом мы не видим в ближайшем будущем перспектив для электромобилей в такси, за исключением нескольких самых крупных городов. В регионах не развита зарядная и обслуживающая инфраструктура. Стоимость самих автомобилей и их зарядки не отвечают экономике бизнеса такси. А также, если мы говорим о введении обязанности по приобретению, то необходимо предусмотреть и вопрос о субсидировании перевозчиков. А введение заведомо невыполнимых и экономически нецелесообразных требований приведет к уходу перевозчиков в нелегальную и неподконтрольную сферу — к возврату перевозок пассажиров «с руки» и через чаты в мессенджерах. За последний год отмечаем появление множества дополнительных федеральных и региональных инициатив по отношению к такси, которые заставляют рынок тормозить в своем развитии. Бизнесу приходится оглядываться и работать в постоянном ожидании нововведений. Считаем, что настало время приостановить попытки зарегулировать рынок такси и дать ему возможность эффективно перестроиться под требование нового закона. А также у федеральных ведомств должна быть стратегия развития таксомоторного рынка, чтобы бизнес мог планировать свое развитие с ее учетом», – прокомментировала председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова.
Изображение от Frolopiaton Palm c freepik.com