В России могут запретить работать в такси без прав российского образца и нелегалам без специального разрешения. Об этом заявили органы власти большинства субъектов РФ, по итогам исследования Общественного Совета по развитию такси в регионах РФ. Исследование было представлено на III Всероссийской конференции TAXI – 2019.
В марте этого года Общественный Совет совместно с Комитетом Государственной Думы РФ по транспорту и строительству провел исследование и выявил, как на практике работает Федеральный закон № 69 «О такси». В исследовании представлены данные с 2011 по 2019 год.
По словам председателя Общественного Совета по развитию такси в регионах РФ Ирины Зариповой, нынешний закон о такси был принят без учета новых технологий. «Под “новым технологиями” мы подразумеваем агрегаторов, и после принятия закона начались бурные обсуждения: каким должен быть закон, чтобы агрегаторы могли нести ответственность и отдавать заказы только легальным водителям. <…> Мы со своей стороны решили провести исследование на тему применения действующего законодательства. В итоге по всем субъектам были разосланы запросы, которые содержали 23 вопроса», — рассказала Ирина Зарипова на пресс-центре «Парламентской газеты».
Сколько нелегалов на рынке такси
Эксперты Общественного Совета подсчитали среднее количество легальных автомобилей на 1000 жителей. Так, самый высокий показатель в Дальневосточном федеральном округе (три легальных авто на 1000 жителей), далее — Центральный и Приволжский федеральные округа.
Наибольший интерес представляет соотношение количества легальных и нелегальных перевозчиков. На этот вопрос ответили только 8 регионов, среди которых Республика Ингушетия, Бурятия и Дагестан, Алтайский и Краснодарский край, Московская, Калининградская и Тамбовская область.
Самый высокий показатель легальности в Московской области. По данным уполномоченных органов, 93 % рынка составляют легальные перевозчики. Самый низкий показатель в Республике Дагестан — 88 % нелегальных перевозчиков.
Позиция органов власти в регионах
В исследовании представлены предложения представителей региональных уполномоченных органов к законопроекту о такси. Большинство субъектов предлагают запретить сервисам по вызову такси передавать заказы перевозчикам без водительского удостоверения Российского образца и автомобилям без разрешений на такси. Кроме того, нужно создать федеральный реестр выданных разрешений на такси, наделить регионы дополнительными полномочиями (определение цветовой гаммы, квоты, экологического класса) и усилить финансирование региональных ведомств, осуществляющих контрольно-надзорные функции в сфере такси.
«Почему у нас сегодня так ненадежен контроль? Потому что зачастую у нас вся работа по контролю за такси сводится к выдаче разрешений. Людей нет, финансирования нет, кадров нет, и из-за этого у регионов есть некое разочарование [в правоприменительной практике]», — добавила Ирины Зариповой.
Стоимость разрешения на таксомоторную деятельность
В России плата за выдачу разрешения зависит от региона. В Приморском крае за разрешение придется выложить 7500 рублей, а некоторых регионах разрешение на такси выдается бесплатно, таких 15 регионов. В среднем по стране можно оформить разрешение за 1 426,8 рублей.
Динамика выдачи разрешений
По данным исследования, пик выдачи разрешений пришелся на 2012 год. Тогда перевозчики получили 339 642 разрешений на такси. В следующие три года заметен резкий спад на 100 тыс. ед. С 2016 года количество разрешений стабильно растет.
По словам эксперта, резкое снижение количества разрешений связано с недовернём со стороны перевозчиков.
«Мы связываем это с недоверием рынка, то есть когда человек получает официальное разрешение на осуществление деятельности такси, а рядом с ним стоит его конкурент — нелегальный перевозчик, который по тем же тарифам возит тех же пассажиров, но при этом его расходы существенно ниже, то соответственно у легальных [водителей такси] появляется вопрос: зачем все это нужно?», — рассказала Ирина Зарипова.
Перевозчики подают заявления на получение разрешения на таксосмоторной деятельности в основном через сервис Госуслуг (53,27 %), с помощью МФЦ — 46,73 %. В вопросе не учитывалась возможность выдачи напрямую уполномоченным органом.
В России большинство перевозчиков такси предпочитают такую организационно-правовую форму, как ИП (86,89 %), и только 13,11 % перевозчиков оформляют юридическое лицо.
Дополнительные требования к автомобилю такси
Соглашения с агрегаторами такси
В исследовании отразили данные о привлечении к ответственности диспетчерских служб и интернет-приложений фрахтовщиков такси за передачу заказа физическим лицам, не имеющим разрешения и ключевые предложения субъектов по регулированию такси. Полный текст исследования можно увидеть здесь:
- Исследование правоприменительной практики ФЗ-69 о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российско Федерации,
- Регулирование таксомоторной деятельности в рамках действующего законодательства.
Напомним, в Москве 14 октября в пресс-центре «Парламентской газеты» состоялась пресс-конференция, на которой были подведены итоги конференции TAXI — 2019.
1. Хочется поскорее решить что б агрегатор не ущемлял мое право устанавливать тариф. Тариф в 2 раза ниже себестоимости!
2. Важно что бы не было лимита этим разрешениям. Для смены авто нужно сначала продать а потом купитб и то бывает не сразу, и главное не в одном регионе, я хочу работать на 2 города.
3 разъясните водителям о статусе самозанятый” нужно открыть ИП!