На совещании в Воронеже перевозчики и представители власти обсудили требования, с которыми предстоит столкнуться местным таксистам после 1 сентября.
В Департаменте промышленности и транспорта Воронежской области 7 июня прошло заседание, на котором обсудили реализацию в регионе требований нового закона «О такси», ход подготовки региональных нормативных правовых актов, готовность региона к работе с тремя новыми реестрами (перевозчиков, автомобилей и служб заказа такси) в федеральной государственной информационной системе, а также готовность бизнеса к выполнению новых требований. Встреча состоялась при участии представителей Минтранса России, регионального отделения «ОПОРА РОССИИ», служб заказа такси, представителей Общественного Совета по развитию такси и местных перевозчиков.
Руководитель группы (проектов) ФГБУ «СИЦ Минтранса России» Георгий Селезнев рассказал о ходе создания федеральной государственной информационной системы легковых такси. Он отметил, что основанием для ее создания стало новое отраслевое законодательство. ФГИС Такси – это информационно-аналитическая система, обеспечивающая сбор, обработку, систематизацию и хранение сведений из региональных реестров перевозчиков, легковых такси и служб заказа. Система позволит уполномоченным органам самостоятельно вести данные реестры и предоставит уполномоченным структурам и ведомствам доступ к содержащимся в ней сведениям.
Сейчас работы по формированию системы идут полным ходом. В текущем году планируют создать открытую часть федеральных реестров и опубликовать их на портале уполномоченного органа.
«В начале августа планируем начать подключение всех регионов. Нужен небольшой период для обучения сотрудников и переноса данных, чтобы с 1 сентября можно было нормально работать в системе», – сказал Георгий Селезнев.
Новые условия работы такси в регионе
С 1 сентября новый закон вводит упрощенный способ легализации водителей такси – достаточно будет оформить статус самозанятого и зарегистрироваться в соответствующем реестре. Сейчас, для легальной работы в такси, нужно открыть ИП или быть юридическим лицом. Исполнительный директор Воронежского областного отделения «ОПОРА РОССИИ» Татьяна Шкред отметила низкую информированность водителей о новых возможностях и рекомендовала исполнительному органу заблаговременно информировать самозанятых водителей о способах получения разрешений на работу после 1 сентября. По ее словам, от числа всех самозанятых 20% задействовано в таксомоторных перевозках. И чтобы с приходом осени у них не возникло сложностей, нужно объяснить им механизмы работы в рамках нового закона.
«На мой взгляд, регионам не хватает главного – времени. Все спешат выполнить условия нового закона, готовят нормативные акты, которые копируются друг у друга. При этом не соблюдаются интересы местного бизнеса такси, их перспективы развития. Не хватает взаимодействия между местными властями и предпринимателями. Перед принятием закона просим вас общаться с перевозчиками, учитывать их мнение и потребности для качественного и безопасного развития услуги», – сказала председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова.
Впервые за десять лет у отрасли появилась возможность создать благоприятную среду для развития перевозок. Очень важно соблюсти баланс и избежать перекоса в сторону излишних требований, из-за которых главная цель нового закона – упрощение входа в легальный рынок – может свестись к нулю из-за установления региональных барьеров.
Руководитель департамента промышленности и транспорта Воронежской области Александр Десятириков отметил, что в регионе не планируется вводить ограничения для такси в части требований к цвету кузова автомобиля или его экологическому классу, чтобы не создавать препятствий для развития предпринимательства в сфере региональных таксомоторных перевозок. Однако в рамках контрольно-надзорной деятельности исполнительный орган будет строго следить за выполнением требований федерального законодательства как перевозчиками, так и службами заказа такси.
Проблемы, которые не удастся решить к сентябрю
На совещании отдельно был поднят вопрос автострахования такси. Предприниматели рассказали, что за полис на автомобиль такси в Воронеже страховые компании просят от 60 до 88 тысяч рублей. Кроме этого, часто под разными предлогами отказываются заключать договора с таксистами. Все это создаст после 1 сентября дополнительные серьезные проблемы для перевозчиков.
Так, с вступлением в силу нового закона региональные власти будут обязаны проверять у перевозчиков наличие специальной «автогражданки». И в случае ее отсутствия они смогут аннулировать разрешение на работу в такси. Чтобы не допустить массового лишения перевозчиков разрешений на работу, Общественный Совет по развитию такси попросил Департамент промышленности и транспорта Воронежской области поддержать инициативу по введению моратория на данную норму до момента решения проблем со страховщиками на государственном уровне.
Помимо этого, существенные опасения у перевозчиков вызывает нехватка пунктов круглосуточного медицинского и технического осмотров, что делает невозможным получение путевого листа в любое время. Без путевого листа водителю такси работать запрещается. Также есть вопросы к срокам получения и прочтению справок об отсутствии судимости водителей. На текущий момент срок выдачи справки может составлять до 30 дней, всё это время водитель будет находиться без работы, а в полученной справке зачастую отсутствует необходимая информация о погашении судимости. Как отмечают в Общественном Совете по развитию такси, решить эти задачи к осени невозможно, и, если не предпринять меры по установлению переходного периода или наложению временного моратория на административную ответственность, «мы увидим рост нелегальных перевозчиков после 1 сентября вместо обеления рынка».
В завершение совещания представители таксомоторного бизнеса попросили руководителей региона обеспечить максимально бесшовный переход для действующих легальных перевозчиков на новые реестры: без предоставления дополнительных документов и сведений. Важно, чтобы те, кто сейчас ведет легальную деятельность в соответствии со старым законодательством, ощутили плюсы от этого и получили поддержку со сторону региональной власти.