fbpx Skip to main content

18 апреля в Аналитическом центре при Правительстве РФ прошло заседание, на котором обсудили проблемы автострахования в сфере таксомоторных перевозок.

Поводом для встречи послужило обращение председателя Межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов» Владимира Соколова о привлечении Банка России к оценке выравнивания страховых сумм. Он рассказал, что сейчас существует два документа, регламентирующих автострахование. Это законы об ОСАГО и об ОСГОП. С 1 сентября действие последнего будет распространяться на таксомоторных перевозчиков и затронет более 400 тысяч водителей.

Как отметил спикер, после этого может возникнуть неравенство гражданских прав. То есть в случае аварии пассажир будет иметь право на получение 2 млн рублей по закону об ОСГОП, а водитель сможет рассчитывать максимум на 500 тыс. рублей в рамках закона об ОСАГО. Такое положение дел можно расценивать как нарушение прав граждан. Поэтому данный вопрос требует скорейшего решения.

«Различие в суммах возмещения за ущерб жизни и здоровью превратятся в глобальное ущемление гражданских прав водителей такси, водителей других автомобилей и их пассажиров, а также пешеходов, с одной стороны, и пассажиров такси и общественного транспорта, с другой стороны»,отметил Владимир Соколов.

Помимо этого, было сказано, что сумма возмещения по ОСАГО в размере 500 тыс. рублей является явно недостаточной. Зачастую ее не хватает на эффективное лечение и восстановление после травм, полученных в ДТП. Поэтому эксперты предложили подумать над вопросом увеличения сумм компенсации. Другая проблема – деньги выплачивают уже после лечения и проведения врачебной комиссии.

Экономия от высокотехнологичных транспортных средств

На заседании был поднят вопрос использования на дорогах высокотехнологичных транспортных средств, к которым относятся беспилотные автомобили. Такие машины уже прошли тестирование в 14 российских регионах. И хоть было зафиксировано снижение аварийности на 90%, но дорожно-транспортные происшествия с ними все же случаются. Однако до сих пор нет понимания, кто в таких случаях должен нести ответственность.

Кроме этого, из-за роста на дорогах количества высокотехнологичных транспортных средств прогнозируется уменьшение общего числа аварий. А значит, появится многомиллиардная экономия страховых средств. Эксперты подчеркивают, что эти деньги должны уходить не в счет прибыли страховщиков, а, например, на повышение выплат пострадавшим.

Заместитель Председателя Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков отметил, что это в целом хорошая инициатива, но важно, чтобы она не привела к дополнительной финансовой нагрузке на перевозчиков. Поэтому нужно тщательно проработать данный вопрос с учетом разных точек зрения. При этом он подчеркнул, что не стоит ждать, что страховые компании в этом вопросе пойдут навстречу.

«Надеемся, что Банк России, как регулятор страховой отрасли, вмешается в решение этого вопроса. Вероятно, в банке уже есть подобные расчеты»,отметил Владимир Соколов.

Владимир Соколов добавил, что вопрос увеличения выплат нужно продвигать постепенно. Не нужно думать, что компенсация водителям будет поднята одномоментно до 2 млн рублей. Нужно ориентироваться на срок от 3 до 4 лет.

Навязанная перевозчикам страховка

Председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова напомнила, что представители таксомоторной отрасли изначально были против введения новой для такси страховки – ОСГОП. Сейчас ущерб пострадавшим в авариях как водителям, так и пассажирам возмещают сами агрегаторы. Но со вступлением в силу закона об ОСГОП для такси эта обязанность будет переложена на плечи перевозчиков. Эксперт озвучила другие риски, которые возникнут при введении нового вида страхования, а также внесла ряд предложений.

«Нужно отложить вступление ОСГОП на два года, потому что сейчас нет понимания, как технически его реализовывать с самозанятыми»,подчеркнула Ирина Зарипова.

Кроме этого, нужно усовершенствовать методы государственного регулирования в сфере страхования легковых автомобилей такси с помощью прозрачного тарифообразования и открытых статистических данных со стороны страховой отрасли. Производить расчет тарифов ОСГОП необходимо только после получения данных со страховой телематики. Помимо этого, нужно пересмотреть тарифы ОСАГО в сторону уменьшения, так как сейчас фиксируется снижение количества аварий в такси, а также растет количество заключенных договоров ОСАГО для такси.

Агрегаторы готовы платить

И.о. заведующего кафедрой «Теория права, гражданское право и гражданский процесс» ФГАУ ВО «Российский Университет транспорта» Марианна Филиппова поддержала идею о привлечении агрегаторов к решению проблем страхования. Вероятно, что они лучше справятся с этим вопросом, сумеют эффективнее договориться со страховыми компаниями. К тому же у служб заказа такси есть опыт в страховании и водителей, и пассажиров. В целом в Российском университете транспорта согласны с тем, что сложившееся положение дел с неравноценными страховыми выплатами ОСГОП нужно решать.

Специалист юридического департамента службы заказа такси «Максим» Антон Смеркис рассказал, что сейчас в их сервисе водители вносят по 120 рублей в год на добровольное страхование. Все выплаты рассчитываются по методологии страховых компаний. При этом этих средств хватает на выплаты, так как доля аварийности самозанятых водителей невысокая. Специалист добавил, что справедливо часть ответственности за ДТП перекладывать на службу заказа такси. Он также предложил пересмотреть расчет стоимости полиса ОСАГО для самозанятых, продлить мораторий на действие ОСГОП и рассмотреть возможность совместного использования страховых механизмов.

Начальник отдела анализа и расчета тарифов Управления актуарно-финансового анализа и моделирования Департамента страхового рынка Банка России Татьяна Матайс в свою очередь заметила, что любые изменения по суммам и выплатам потребуют изменения тарифов.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии