Вчера, 21 июня, в пресс-центре АГН «Москва» состоялась пресс-конференция на тему “Новый закон о такси. Что ждет водителей, пассажиров и агрегаторов”. На вопросы журналистов о грядущих изменениях отвечали Борис Гладких, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Сергей Алексюк, начальник отдела развития таксомоторных перевозок Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Ирина Зарипова, председатель Общественного Совета по развитию такси и победитель всероссийского конкурса профессионального мастерства “Лучший водитель такси в России-2021” Олег Махматов.
В ходе пресс-конференции представитель Дептранса Москвы сообщил, что ежедневно автомобилями такси в Москве перевозится 1,6 млн пассажиров, в перевозках задействованы более 200 тыс. водителей. По его словам, действующее таксомоторное законодательство, принятое 10 лет назад, значительно устарело и не отвечает современному рынку перевозок.
— Транспортный комплекс города Москвы поддержал новый законопроект, который регулирует деятельность как водителей, так и агрегаторов. И регламентирует реестровую модель: если сейчас это один реестр, только легковых автомобилей, то в новом законопроекте предлагается разделить их на реестр транспортных средств, реестр перевозчиков и реестр агрегаторов, — сказал Сергей Алексюк, начальник отдела развития таксомоторных перевозок Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. — Кроме того, новый закон вводит регулирование для водителей легкового такси, например, вводится такое понятие, как аттестация, отсутствие неоплаченных штрафов. Это повысит безопасность перевозок, позволит сократить количество ДТП и улучшит транспортное обслуживание в городе.
Самое главное, отметил Алексюк, это то, что документ предусматривает введение в правовое поле агрегаторов заказов такси.
Перед государством стоит большая задача: сделать безопасным этот вид транспорта, сказал Борис Гладких, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Необходимо подходить к вопросу системно: так, чтобы были защищены права и потребителя, и исполнителя, и тех, кто занимается организацией перевозок в этой сфере. А также определенная ответственность должна быть закреплена за каждым участником процесса перевозок легковым такси.
В свою очередь, Ирина Зарипова, председатель Общественного Совета по развитию такси отметила, что необходимо осторожно подходить к введению дополнительных требований к бизнесу такси и водителям, чтобы не создавать излишних барьеров, которые будут причиной для отказа от легализации. Например, возможность введения аттестации водителей будет вводиться по решению региональных властей. Но не везде это будет рациональным требованием, к примеру, в маленьких населенных пунктах с небольшим количеством инфраструктурных и культурных объектов.
Много споров ведется по вопросу допуска самозанятых в отрасль. В частности, о том, что невозможно будет проконтролировать их деятельность. Однако Ирина Зарипова не согласна с таким утверждением. По ее словам, современные цифровые технологии позволяют облегчить механизмы ведения легальной деятельности, что упрощает задачу и для государства в плане контроля, и для водителя в плане исполнения. Например, с помощью системы удаленного предрейсового медицинского осмотра, а также предлагаемой нормы по контролю агрегаторами заказов такси за режимом труда и отдыха самозанятых перевозчиков.
В процессе дискуссии журналистами были высказаны опасения, что ужесточение требований к водителям приведет к их оттоку из отрасли. По мнению Ирины Зариповой, за счет легализации самозанятых физических лиц этого удастся избежать.
— Ответственность сервисов по вызову такси и допуск на рынок самозанятых – это основные новеллы законопроекта, который планируется к рассмотрению Государственной Думой РФ в первом чтении уже 5 июля, — сказала Ирина Зарипова. — Важно, чтобы перед вторым чтением были рассмотрены все предложения, поступившие в адрес законопроекта. В том числе предложение исключить страхование ОСГОП, бизнес считает это избыточной мерой на фоне нерешенной проблемы со страхованием автомобилей такси по ОСАГО.
О том, как новый законопроект может отразиться на тарифах для пассажиров такси, Сергей Алексюк прокомментировал, что по опыту внедрения системы КИС АРТ, в Дептрансе Москвы не видят оснований для роста тарифов. Однако Ирина Зарипова отметила, что стоимость поездок для пассажиров продолжит расти из-за иных причин – переходный период экономики России, рост тарифов на ОСАГО, стоимости автомобилей и их обслуживания, стоимости запчастей и комплектующих.