fbpx Skip to main content

Аналитический центр при Правительстве РФ провел исследование рынка такси.

В Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации изучили состояние дел в таксомоторной отрасли России в 2023 году. Исследование проводилось при участии Общественного Совета по развитию такси. На основе анализа экономических и регуляторных процессов были выявлены основные проблемы отрасли, ключевые направления и тенденции развития рынка такси.

Так, одной из серьезных проблем отрасли стала нехватка водителей. По состоянию на сентябрь 2023 года она составила 72 тысячи человек. И несмотря на то, что спрос на поездки вернулся к уровню 2021 года, количество действующих разрешений сократилось на 13,6%. Число водителей уменьшается практически во всех регионах, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. В городах с численностью населения менее миллиона снижение достигает 36-44%.

Вместе с этим неуклонно растут расходы водителей и таксопарков, что, разумеется, оказывает влияние на рост цен на услуги такси. Сильнее всего взлетели траты на амортизацию нового автомобиля в расчете на километр пробега: за два года на 63%. На 21% за два года выросли затраты на техническое обслуживание. Также дорожает топливо, лизинг и ОСАГО для такси. В целом доля расходов на эксплуатацию автомобиля доходит до 40% от стоимости поездки. А расходы водителей с 2021 года в среднем выросли в полтора раза.

«Чтобы окупить растущие расходы и мотивировать водителей оставаться в отрасли, рынок вынужден адаптировать цены к растущим издержкам: средняя стоимость поездки увеличилась на 23-29% с 2021 года, доля доходов водителя от общей выручки не поменялась с 2021 года и составила порядка 47% без учета налогов», отмечают эксперты аналитического центра.

Дефицит автомобилей и новое законодательство

В 2023 году сфера такси столкнулась с дефицитом доступных автомобилей, особенно эконом-класса. Для нужд таксомоторной отрасли ежегодно требуется от 40 до 50 тысяч новых автомобилей. В текущем году дефицит транспортных средств достиг 21,4% относительно уровня 2021 года. Сложности с приобретением новых машин связаны с нехваткой на рынке моделей доступной ценовой категории. Поэтому перевозчикам приходится переориентироваться на автомобили повышенных классов, что приводит к росту издержек. Так, по оценкам экспертов, в среднем цена автомобиля класса «комфорт» с учетом лизинга выросла по сравнению с 2021 годом на 43%.

В текущем году в сфере перевозок в связи с вступлением в силу нового отраслевого закона произошли серьезные изменения. Однако исследование показало, что около трети регионов не успели подготовиться к этому. К 1 сентября 2023 года лишь 68% субъектов создали у себя отраслевые реестры: автомобилей такси, перевозчиков и служб заказа. Одновременно с этим около 65% не перенесли в них данные об уже выданных разрешениях.

Кроме этого, только 34% российских субъектов приняли к сентябрю все необходимые нормативно-правовые акты. В то же время в некоторых регионах были введены дополнительные требования к перевозчикам, такие как обязательный цвет автомобилей такси, экологический класс и аттестация водителей. Все это лишь усилило финансовую нагрузку на бизнес.

«В последние годы мы наблюдаем трансформацию таксомоторного рынка и видим, как на него влияют множество факторов – дефицит кадров, перестройка отечественного автопрома и связанная с этим нехватка автомобилей, рост стоимости лизинга, нестабильность национальной валюты, а также дополнительные требования к такси, направленные на обеление рынка. Особенно сложной ситуация выглядит в регионах, где такси обеспечивает транспортную доступность иногда на безальтернативной основе и является источником дохода тысяч семей. В целом спрос на поездки со стороны потребителей остается высоким, однако в регионах население более чувствительно к росту цен на услуги, поэтому здесь мы наблюдаем максимальное снижение числа поездок и сокращение штата водителей. Так что, на наш взгляд, любые решения, направленные на снижение требований к отрасли и сокращение затрат перевозчиков, приведут к росту показателей отрасли, и наиболее значимыми они будут именно в регионах»,прокомментировал главный эксперт Управления транспорта и строительства Аналитического центра Алексей Зомарев.

Посмотреть отчёт
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии