15 апреля Общественный Совет по развитию такси принял участие в круглом столе на тему: «Совершенствование законодательства о медицинском обеспечении безопасности дорожного движения с применением телемедицинских технологий». Мероприятие было организовано «Деловой Россией». Во встрече приняли участие представители власти, ведомств, эксперты, а также представители общественных организаций и бизнеса.
В ходе круглого стола говорили о необходимости осмысления опыта пандемии и использования его на благо общества. В частности, о распространении успешных практик применения телемедицинских технологий, наработанных за период локдауна 2020 года. Одной из очевидных сфер применения телемедицины является освидетельствование водителей, от качества которого зависит безопасность на дорогах, эффективность работы транспортной системы.
Дмитрий Савельев, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, отметил о необходимости создания правового регулятора с целью предотвращения нарушений и злоупотреблений в новом для медицины направлении. В своем докладе он поделился следующей статистикой:
— Около 84% ДТП происходят по вине водителей. По данным ГИБДД в 2019 году общее количество ДТП составило 164 458 случаев, количество погибших — 16 981 человек, раненых и пострадавших — 210 000 человек. По данным “Деловой России”, каждая 3-я отметка в путевом листе о прохождении предрейсового медицинского осмотра получена фиктивно, в крупных городах этот показатель достигает 60%. Выявлены случаи, когда черные дельцы позволяют покупать справки на месяц вперед.
На совещании было отмечено, что уже ведется разработка законопроекта регулирующего организацию трудовых отношений, порядка прохождения удаленных осмотров. К работе над проектом привлечены Министерство транспорта, Министерство энергетики, Министерство промышленности и торговли.
Максим Некрасов, заместитель директора Департамента общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности Министерства здравоохранения РФ:
— В проекте разрабатываемого, при нашем участии, закона мы вводим новое понятие — “программно-аппаратные комплексы”, которые будут применяться для дистанционных осмотров. Эти комплексы будут являться медицинскими изделиями, — подчеркнул спикер. — Разрабатываемый законопроект подразумевает внесение изменений в Трудовой кодекс, в закон “Об охране здоровья граждан”, закон “О железнодорожном транспорте”, “Об электроэнергетике”, “О Химическом оружии” и в закон “О безопасности дорожного движения”.
Максим Некрасов отметил, что закон не предусматривает создание нового вида медицинского осмотра, он подразумевает предоставление возможности проведения предсменного, предрейсового медицинского осмотра с использованием программно-аппаратного комплекса. Вся информация, по его словам, будет передаваться в единый цифровой контур, и основная задача — это своевременное выявление профессионального заболевания у сотрудника с целью предотвращения трагических ситуаций.
Помимо этого на мероприятии обсудили применение телемедицинских технологий с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения, особенностей регулирования и охраны труда водителей, обсудили проблемы, связанные с нарушением режима труда и отдыха водителями. А также рассмотрели, как развивается рынок телемедицины в России и его основные тренды.
Процесс дистанционного предрейсового осмотра может происходить следующим образом:
- водитель проходит авторизацию. Авторизация может осуществляться несколькими способами, например, с помощью индивидуального идентификационного кода или с помощью идентификации по лицу;
- водитель самостоятельно проводит все необходимые процедуры с помощью программно-аппаратного комплекса. Весь процесс записывается на видео и отправляется в дата-центр;
- результаты осмотра водителя распределяются дата-центром свободному медицинскому работнику, который изучает полученную информацию;
- медицинский работник принимает решение о подписании результатов осмотра электронно-цифровой подписью, и данные отправляются в дата-центр. Далее никто не сможет внести в них изменения;
- данные обо всех проведенных осмотрах вносятся в электронный медицинский журнал и могут быть предоставлены уполномоченным органам при соответствующем запросе.
Вся процедура удаленного предрейсового осмотра, на данный момент, занимает в среднем 2,5 минуты.
Александр Мельников, представитель Общественного Совета по развитию такси, напомнил собравшимся, что через несколько дней наступит 10 лет с момента принятия закона № 69 “О такси”, и те нормы, которые были приняты в нем о предрейсовом и послерейсовом медицинском осмотре, на данный момент, уже морально устарели. Медицинский работник должен вести большое количество документов для фиксации данных о процедуре осмотра водителей. А также, в соответствии с действующим законодательством, срок хранения путевых листов составляет 5 лет. Это огромное количество бумажного архива для таксопарков, — отметил Александр.
— Большинство таксопарков соблюдает требования по прохождению предрейсового медицинского осмотра лишь формально или не соблюдает совсем. При проверке водителей такси сотрудниками ГИБДД, выявлялись факты наличия заранее подписанных путевых листов, в которые нужно только вписать данные водителя и проставить соответствующие отметки. Поэтому Общественный Совет по развитию такси выступает за введение телемедицинских технологий и упрощение процесса проведения осмотров водителей. — Обозначил позицию общественной организации Александр Мельников. — Буквально накануне появилась информация, о том, во главе с Дмитрием Чернышенко, заместителем председателя правительства РФ, в Правительстве России обсуждается вопрос о введении приложения “Госдоки”. Было бы интересно включить туда и технологии телемедицины, чтобы любой сотрудник ГИБДД мог проверить действительность выданного предрейсового медицинского осмотра.