fbpx Skip to main content

16 июня в Аналитическом центре при Правительстве РФ прошло экспертное совещание «Нелегальный сектор таксомоторных перевозок, перспективы и пути «обеления» рынка». В мероприятии приняли участие эксперты, представители федеральных и региональных общественных отраслевых объединений, службы заказа такси, а также представители региональных контрольно-надзорных органов. Очно и заочно на обсуждении присутствовали более 85 участников, в том числе и Общественный Совет по развитию такси.

По словам Сергея Караваева, руководителя отдела Департамента отраслевой аналитики Центра системного анализа Аналитического центра при Правительстве РФ (АЦ), аналитический центр проводит ежегодные исследования состояния таксомоторной отрасли.

— Ситуация в отрасли постоянно меняется, но неизменно остается деление на белый и черный рынок, сказал Сергей Караваев. — Рынок нелегальных перевозок продолжает существовать и по данным за 2021 год в отдельных регионах увеличивается. Перед нами стоит вопрос “что делать”. 

В тоже время по данным АЦ в 2021 году был зафиксирован рост доходов водителей, осуществляющих работу на собственном автомобиле, однако он не превышает уровень инфляции. Уточняется, что рост в основном пришелся на Москву, Санкт-Петербург и города численностью до полумиллиона человек.

— Отчасти это заслуга агрегаторов, потому что их действия приводят к повышению эффективности эксплуатации автомобилей такси, сказал Алексей Зомарев, главный эксперт Департамента отраслевой аналитики Центра системного анализа Аналитического центра при Правительстве РФ.

Кроме того, эксперт обратил внимание на несколько тревожных трендов в исследовании. Это превышение роста оборота всего таксомоторного рынка над ростом выручки водителей и рост числа нелегальных поездок в некоторых регионах, где по результатам исследования их доля оценивается в более чем 65%.

Дальнейшая дискуссия перешла к обсуждению самой острой темы последних месяцев – нового федерального закона “О такси”. Участники высказали свои замечания и опасения, связанные с нормативным документом. В частности Норайр Блудян, директор Ассоциации содействия развитию транспортной отрасли “Транспортная Ассоциация Московской Агломерации” заявил, что отсутствие отраслевого законодательства является главной проблемой отрасли: “Пока не будет закона, который бы учитывал баланс интересов всех участников рынка и давал нам однозначные трактовки его положений, то навряд ли мы сможем говорить о том, что такое нелегальный и легальный бизнес”. Еще одной из ключевых проблем, по его словам, является предоставление социальных гарантии для водителей такси. А также государство не должно перекладывать часть своих обязанностей.

В отдельных вопросах, касающихся самозанятых физических лиц, государство перекладывает ответственность на агрегаторов и таксопарки, чтобы они отвечали за ремонт, ТО. Обязывают самозанятых заключать договора с агрегаторами. При таком отношении регулирования вопросов, связанных с физическими лицами мы встанем на путь деградации отрасли, — считает Норайр Блудян.

Актуальный вопрос об отсутствии судимости у водителя такси по ряду статей затронула Наталия Лозинская, исполнительный директор Ассоциации “Национальный совет такси”. По ее словам, есть несколько важных моментов, касающихся этой нормы. Это допуск к выполнению перевозок индивидуальных предпринимателей, работающих на себя и имеющих судимость, и вопрос механизма предоставления справок, который на сегодняшний день является длительным.

Обязанность проверять это положение лежит на работодателе. Для наемных сотрудников понятен механизм, как проверять отсутствие судимости. Законом сейчас предусмотрено, что налоговая  будет отказывать ИП в регистрации с кодом ОКВЭД по пассажирским перевозкам с непогашенной судимостью. А если предприниматель уже зарегистрирован и работает в этой сфере? В таком случае нет никакого механизма, который может прекратить работу этих предпринимателей, — сказала Наталья Лозинская.

 

— Когда приняли закон, я попытался через Госуслуги получить эту справку. Я зарегистрировался, сделал запрос и подгрузил документы. На следующий день приходит отказ – ваши документы не прошли проверку, — дополнил Николай Кодолов, представитель московского профсоюза такси “Добро”. — Агрегаторы и государственные структуры не имеют никакой интеграции, чтобы проверить подлинность справки, хотя каждая из них имеет свой номер. Необходимо дать доступ бизнесу, агрегаторам, чтобы они имели возможность в общей системе ввести номер этой справки и проверить ее на подлинность.

В своем выступлении Общественный Совет по развитию такси поддержал позицию предыдущих спикеров о необходимости разработки цифровой платформы для представления справок об отсутствии судимости и озвучил соответствующее предложение в адрес МВД РФ:

— На данный момент эта процедура занимает значительное количество времени. Мы видим риски в том, что из-за резкого наплыва запросов справок в МВД, процесс допуска водителей к работе может существенно затянуться. Есть риск роста нелегальной занятости. Поэтому обращаемся к МВД с просьбой рассмотреть вопрос о разработке цифрового механизма по обмену данными с агрегаторами и таксопарками. Как вариант, рассмотреть возможность реализации этой функции на портале Госуслуг.

Екатерина Киселева, руководитель пресс-службы Общественного Совета по развитию такси, рассказала на совещании о текущих проблемах отрасли, с которыми сталкиваются в регионах России, и влияющих на рост нелегальных перевозчиков.

В апреле этого года совместно с депутатом государственной думы Гладких Борисом Михайловичем мы провели срез данных по отрасли опросив все субъекты России, с целью зафиксировать положение дел. В первую очередь мы ориентировались на исполнение 69 и 248 Федеральных законов. Среди вопросов были – сроки выдачи разрешения, размер госпошлины, наличие региональных информационных систем, межведомственных комиссий, а также пожелания регионов по оздоровлению рынка такси.

Среди основных причин роста числа нелегальных перевозчиков Екатерина Киселева выделила: отсутствие современного отраслевого законодательства; низкая административная ответственность нелегалов по сравнению с легальными перевозчиками;  высокая стоимость полиса ОСАГО; излишние требования к перевозчикам (например, цвет автомобиля); отсутствие региональных целевых программ поддержки бизнеса такси; недостаточность контрольно-надзорной деятельности за нелегальными перевозчиками в регионах и ее недостаточная цифровизация; последствия санкционного давления на РФ.

Отдельно представитель Общественного Совета по развитию такси обратила внимание на последствия применения требования к цвету кузова такси, некорректность ведения реестров разрешений в большинстве субъектов РФ, отсутствие региональных программ поддержки бизнеса такси, а также проблему страхования.

— Сейчас мы занимаемся разработкой программы “За Справедливое ОСАГО для такси”. В качестве решения проблемы мы предлагаем ряд изменений. Например,  отмена расчета стоимости полиса в перестраховочном пуле по максимальному тарифу, возможность купить краткосрочный полис, установление верхней планки тарифа ОСАГО для такси не более трехкратного размера стоимости обычного полиса, — рассказала Екатерина Киселева. — Полная программа «Справедливого ОСАГО для такси» будет представлена нами  в ближайшее время.

В заключении Екатерина Киселева обратилась к представителям контрольно-надзорных органов субъектов РФ и рассказала о том, что Минэкономразвития России готово бесплатно предоставить регионам цифровую платформу – типовое облачное решение контрольно-надзорной деятельности (ТОР КНД) для ведения реестров разрешений на деятельность такси. Данное предложение было озвучено ведомством в ходе консультации по цифровизации учета разрешительной деятельности.

По итогам мероприятия участники сошлись во мнении, что принятие отраслевого закона необходимо, но с учетом внесения в него правок. Планируется, что эксперты АЦ будут использовать итоги встречи для выработки позиции и формирования предложений по мерам поддержки отрасли.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula