В Башкортостане обсудили вопросы регионального регулирования таксомоторной отрасли.
Общественный Совет по развитию такси совместно с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан провел совещание, на котором обсудили реализацию в регионе требований нового закона «О такси». Встреча состоялась 25 апреля в Уфе. К ней в режиме видеоконференции присоединились представители федерального Минтранса. А также в обсуждении приняли участие представители ведущих агрегаторов, общественные организации и республиканские таксопарки.
Модератором заседания выступил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан Руслан Гарипов. Открывая мероприятие, он проинформировал, что их ведомство уже подготовило проект изменений в региональный закон с учетом основных моментов. Также он добавил, что сейчас в Башкирии идет обсуждение того, какую информационную систему по контролю за такси – федеральную или региональную – использовать.
Разработка информационных систем легковых такси
Заместитель директора Департамента цифрового развития Минтранса России Иван Круглый подчеркнул, что нужно совместно с регионами выработать единую методологию ведения реестров и осуществления контрольно-надзорной деятельности. Для этого был создан специальный информационный ресурс, где можно найти ответы на основные вопросы по данной тематике.
«Недавно ФГБУ «СИЦ» обеспечил пилотное подключение нескольких регионов для ознакомления с функциями федеральной системы по ведению реестров. В ближайшие два месяца планируем все заинтересованные субъекты подключить к системе», – сказал он.
Также из регионов звучат просьбы создать функцию выдачи разрешений на работу в такси. Однако в ряде субъектов уже существуют действующие сервисы по предоставлению такой услуги онлайн. Иван Круглый добавил, что они продолжают собирать запросы от органов исполнительной власти и анализируют их. В дальнейшем планируется развитие федеральной системы в соответствии с потребностями регионов.
Руководитель проекта ГИС Такси ФГБУ «СИЦ Минтранса России» Владимир Колодчиков рассказал о том, над какими функциями федеральной системы по контролю за такси ведется работа в данный момент. В 2023 году планируется разместить на региональных сайтах открытые части реестров, наладить связи с агрегаторами для проверки действующих разрешений, ввести систему QR-кодов для проверки легальности перевозчиков. Развитие интеграционных возможностей ФГИС Такси в части взаимодействия с другими ведомствами запланировано на 2024 год.
Представителями Минтранса России встречи было отмечено, что самой важной задачей сейчас является успеть до 1 сентября разделить реестр выданных разрешений на работу в такси на два новых реестра – перевозчиков и автомобилей. И реализовать это максимально бесшовно и без нагрузок для действующего легального бизнеса такси.
Мораторий на введение цвета такси
На совещании подняли вопрос слабой информированности бизнеса относительно нововведений в законодательстве. В том числе это затрагивает такой значительный пласт работников, как самозанятые, которые смогут с осени работать в отрасли, не открывая индивидуальное предпринимательство. Председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова рекомендовала Минтрансу чаще общаться с таксопарками для разъяснений и обмена мнениями.
«Бизнес в Республике Башкортостан, как и везде, сталкивается с проблемой ОСАГО для такси. Это дороговизна полисов и отказы страховщиков. Нужно учесть, что с 1 сентября исполнительный орган может лишить перевозчика разрешения за отсутствие ОСАГО на автомобиль такси. Поэтому очень важно до этого момента решить вопрос с выдачей соответствующих полисов. Сейчас 75% перевозчиков получают отказ в обязательном страховании автомобилей такси», – отметила она.
Также Ирина Зарипова акцентировала внимание еще на одной проблеме – цвете машин такси. Перекраска или переклейка машин обходится примерно в 100 тысяч рублей, также на рынке отмечается дефицит новых автомобилей. При этом никаких преференций для перевозчиков не предусмотрено. Поэтому председатель Общественного Совета по развитию такси предложила рассмотреть возможность моратория на норму об отзыве разрешения из-за ОСАГО и не вводить норму о цвете машин такси.
Замминистра Руслан Гарипов сказал, что на сегодняшний день в Башкирии планируют ввести обязательные цвета для машин такси: белый и желтый. Однако отметил, что вопрос требует дополнительного рассмотрения и изучения всех мнений. При этом он добавил, что выданные до начала осени разрешения будут действовать для всех цветов машин до истечения их срока.
Закон для самозанятых
На встрече были озвучены опасения насчет самозанятых и их будущего в такси. По мнению представителей бизнеса, излишние административные барьеры будут мешать главной задаче нового закона легализации огромного числа самозанятых таксистов. Поэтому нужно налаживать в регионе эффективные для этого механизмы. Например, это касается выдачи справок об отсутствии судимости. Сейчас это занимает до 30 дней, при этом нужно понимать, что после 1 сентября в период ожидания справки водитель не сможет работать в такси. А также, бизнес попросил помощи в получении методических рекомендаций от МВД по прочтению таких справок, потому что сейчас в справках не указывается объективно понятная информация о снятой судимости.
Глава общественной организации «Объединение самозанятых России» Игорь Жмакин согласился с тем, что дополнительные требования относительно справок о судимости, технических и медицинских осмотров являются барьерами для самозанятых. Все это может привести к приобретению поддельных справок. Он призвал рассматривать нормы закона с позиции их реализации самозанятыми.
Генеральный директор такси «Максим» Максим Шушарин также назвал требования к самозанятым в большинстве своем невыполнимыми. Поэтому нужно выстраивать механизмы, доступные для большинства.
«Необходимо принять во внимание, что самозанятые на личных автомобилях – самые аккуратные водители, которые заботятся об автомобиле и о себе. Необходим двусторонний обмен информацией с ведомствами. Прогоните водителя по своим базам и скажите нам, что он может заниматься этой деятельностью: не состоит на учете в наркодиспансере, не судим и прочее», – сказал он.
В итоге представители бизнеса высказались за необходимость переходного периода для адаптации к новым требованиям или наложение временного моратория на ряд норм, которые невозможно будет выполнять перевозчикам с 1 сентября: наличие специальных полисов ОСАГО, нехватка пунктов мед и техосмотров, справки о судимости. В противном случае условия легализации будут недоступны для существенного числа перевозчиков.
В завершении встречи заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан Руслан Гарипов отметил, что региональный Минтранс готов рассмотреть мнение всех сторон и ждет от перевозчиков пожеланий и предложений по разработке нормативных правовых актов.