В совещании приняли участие политики и ведущие эксперты рынка таксомоторных перевозок.
В Аналитическом центре при Правительстве РФ 13 февраля прошло экспертное совещание, на котором обсудили локализацию автомобилей такси. В дискуссии приняли участие депутаты Госдумы, сенаторы, представители отраслевых министерств и ведомств, сотрудники ведущих автопредприятий страны, общественники. Свою позицию также высказали эксперты Общественного Совета по развитию такси.
Основное внимание было уделено рассматриваемому в Госдуме законопроекту № 481272-8, которым могут быть внесены изменения в федеральный закон «О такси» в части локализации машин перевозчиков. Обсуждение проекта закона вызвало серьезные споры среди участников мероприятия.
Административный метод локализации экономически неэффективен
В ходе встречи были рассмотрены задачи законопроекта и вопросы его реализации, готовность автопроизводителей к локализации, влияние законопроекта на рынок такси. В частности, были озвучены риски того, что при достижении предлагаемого уровня локализации автопредприятия могут перейти к упрощению транспортных средств. А при сохранении необходимой комплектации возможен рост цен на автомобили.
«Законопроект в перспективе может быть полезным. Но если автопроизводители сработают недостаточно, то перед таксомоторной отраслью встанет ряд дополнительных рисков. Если не учесть определенные ограничения, можно столкнуться либо с уменьшением уровня комфорта при перевозках, либо с безальтернативным выбором при покупке перевозчиком отечественного автомобиля с привычными системами, но по завышенной цене», – отметил главный эксперт отдела развития инфраструктуры и исследования транспортных систем Аналитического центра при Правительстве РФ Алексей Зомарев.
Руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус подчеркнул, что административный способ локализации автомобилей такси неэффективен, так как данный механизм во всем мире носит экономический, а не принудительный характер. Например, у многих крупных международных автопроизводителей есть специальные подразделения, выпускающие автомобили для такси с учетом требований и пожеланий перевозчиков.
Потребности отрасли превышают предложения
В России на сегодняшний день существует несколько марок локализованных автомобилей. Среди них – АвтоВАЗ, УАЗ, Москвич, Evolute и HAVAL. По предварительным подсчетам все они в целом выпускают немногим более полумиллиона автомобилей. При этом только количество самозанятых водителей такси составляет около 2 млн. человек. То есть очевидно, что потребность в автомобилях значительно превышает предложения. И при введении требований о локализации автопроизводители могут не справиться с покупательским спросом.
Председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова озвучила на совещании результаты проведенного в начале этого года опроса руководителей и владельцев таксопарков. Результаты исследования показали, что стоимость российских автомобилей выросла на 44%, тогда как китайские подорожали на 30%.
«Неясно за счет чего на 44% выросли цены на отечественные автомобили. Еще можно понять, почему произошел 30-процентный рост цен на импортные машины: это таможенные сборы, повышение утильсбора… А вот за счет чего выросли цены на российские? Ведь мы говорим о локализации, то есть цена должна снижаться за счет использования отечественных комплектующих и расположения производства у нас в стране», – прокомментировала Ирина Зарипова.
Эксперт также отметила, что при условии государственного субсидирования 56% опрошенных представителей отрасли готовы перейти на отечественные автомобили. Поэтому такую стимулирующую меру необходимо использовать, чтобы заинтересовать руководителей и владельцев таксопарков.
Подводя итоги совещания, его участники пришли к единому мнению, что для успешного внедрения локализации в такси требуется проведение целого комплекса мер по разным направлениям с учетом мнений представителей таксомоторной отрасли.